Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы этнопедагогики

Этнопедагогика и ее основные функции

Определение 1

Этнопедагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием взаимосвязи и взаимозависимости между различными идеями и направлениями воспитания и обучения, применяемыми различными нациями и народными культурами.

Этнопедагогика объясняет способы реализации идей народной педагогики в современном обществе. Она направлена на выявление взаимосвязей между культурными особенностями и ценностями различных народных объединений и их роли на выбор того или иного способа организации учебного-воспитательного процесса в современной системе образования.

По своей сути, этнопедагогика является взглядом общих, сущностных характеристик традиционных процессов и явлений в образовании разнообразных народов и национальных культур.

Функциональная роль этнопедагогики сводится к выполнению ею следующих функций:

  1. Исследовательская функция. Она состоит в изучении имеющихся образовательных особенностей и феноменов, определении способов, которыми можно получить информацию об этих особенностях, обобщить, систематизировать и практически реализовать ее.
  2. Формирующая функция. Она направлена на образование норм и правил рациональной организации образовательной системы, ее непрерывное развитие, обновление идеологии, адаптацию норм под современные общественные потребности.
  3. Конструирующая функция. Здесь предполагается разрабатывать модели продуктивной системы образования и находить пути ее оптимальной практической реализации.
  4. Познавательная функция. Она связана с изучением этнических особенностей, влияющих на процесс образования и применение этнографических и этнопедагогических подходов в организации воспитательных и образовательных процессов и мероприятий. Данная функция активно реализуется на практике, позволяя собрать обширные этнографические данные о национальных особенностях различных образовательных систем, традиционных чертах в образовании разных народов мира.
  5. Развивающая функция. Посредством этой функции, этнопедагогика определяет пути совершенствования системы образования, возможные инновации и варианты их практического применения. Если найти грамотный, креативный способ, то традиционные, народные, этнические способы построения педагогического процесса можно внедрить в современную практику, добившись высоких результатов их применения. Приспособление старых народных педагогических идей к современным условиям и общественным потребностям помогает реализовать продуктивные новшества.
«Принципы этнопедагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные этнопедагогические принципы

Этнопедагогика, как и любая отрасль педагогического научного знания основывается на определенных принципах организации, которые определяют ее направленность и взаимосвязь с иными педагогическими отраслями научными направлениями деятельности.

К принципам этнопедагогики относятся следующие:

  1. Принцип культуросообразности. Данный принцип предполагает рассмотрение системы образования, как сложного процесса, который многогранным и, подверженным влиянию многих факторов, в частности: традиций и обычаев различных народов, их культурного наследия, ценностей, идеологий, а также их тесной взаимосвязи и условий, посредством которых они находят практическую реализацию.
  2. Принцип интегративности. Основан на формировании педагогического процесса на базе системы научных, культурных знаний, во взаимосвязи с теорией и практикой педагогической науки.
  3. Принцип практической направленности. Он основывается на выборе содержания учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он помогал достичь целевого назначения педагогического процесса за счет средств и методов этнопедагогики и развить практические навыки применения этнопедагогических приемов в современной действительности.
  4. Принцип субъектности. Он связан с воспитанием у учащихся субъектной позиции, основанной на развитии способности принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия. Поскольку состав учащихся полиэтнический, то требуется творческий подход к разрешению образовательных задач. Это помогает развить инициативность и самостоятельность обучающихся.

Принципы этнопедагогики отражают взаимосвязь данной отрасли с развивающим обучением. Первому принципу этнопедагогики соответствует основная задача системы развивающего обучения – представления о мироустройстве на основе данных науки, литературы и искусства. Научно-педагогическим связям и зависимостям развивающего обучения отвечает второй принцип этнопедагогики. Развивающее обучение базируется на применение знаний и умений в практической деятельности с целью разрешения разнообразных задач. Этому отвечает третий этнопедагогический принцип. Принцип субъектности тесно связан с основным стержнем развивающего обучения т.е. он ориентируется на личность субъекта обучения и ее развитие, раскрытие творческого потенциала, выявление талантов.

Направления развития этнопедагогики в современном мире

Приоритетными направлениями развития этнопедагогики, как науки, занимающейся исследованием этнических особенностей в обучении и воспитании, являются следующие:

  1. Определение сущностного развития, смыслового содержания, как внешних, так и внутренних этнопедагогических процессов и явлений, поиск содержательной части и определение целевого назначения этнотрадиционного образования.
  2. Определение принципов организации и норм деятельности субъектов системы традиционного этнического образования, как в прошлом, так и в современном мире.
  3. Поиск путей построения, идеалов и норм рациональной организации учебно-воспитательного процесса, основанного на применении норм этнопедагогического наследия, традиционных знаний и навыков народной педагогики.
  4. Поиск способов рационального применения и возрождения в современном обществе традиционных норм обучения и воспитания, а также приобщение к учебно-воспитательному процессу представителей разных народностей пожилого возраста, не являющихся профессиональными участниками системы образования.
Дата последнего обновления статьи: 06.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot