Этнопедагогика и ее основные функции
Этнопедагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием взаимосвязи и взаимозависимости между различными идеями и направлениями воспитания и обучения, применяемыми различными нациями и народными культурами.
Этнопедагогика объясняет способы реализации идей народной педагогики в современном обществе. Она направлена на выявление взаимосвязей между культурными особенностями и ценностями различных народных объединений и их роли на выбор того или иного способа организации учебного-воспитательного процесса в современной системе образования.
По своей сути, этнопедагогика является взглядом общих, сущностных характеристик традиционных процессов и явлений в образовании разнообразных народов и национальных культур.
Функциональная роль этнопедагогики сводится к выполнению ею следующих функций:
- Исследовательская функция. Она состоит в изучении имеющихся образовательных особенностей и феноменов, определении способов, которыми можно получить информацию об этих особенностях, обобщить, систематизировать и практически реализовать ее.
- Формирующая функция. Она направлена на образование норм и правил рациональной организации образовательной системы, ее непрерывное развитие, обновление идеологии, адаптацию норм под современные общественные потребности.
- Конструирующая функция. Здесь предполагается разрабатывать модели продуктивной системы образования и находить пути ее оптимальной практической реализации.
- Познавательная функция. Она связана с изучением этнических особенностей, влияющих на процесс образования и применение этнографических и этнопедагогических подходов в организации воспитательных и образовательных процессов и мероприятий. Данная функция активно реализуется на практике, позволяя собрать обширные этнографические данные о национальных особенностях различных образовательных систем, традиционных чертах в образовании разных народов мира.
- Развивающая функция. Посредством этой функции, этнопедагогика определяет пути совершенствования системы образования, возможные инновации и варианты их практического применения. Если найти грамотный, креативный способ, то традиционные, народные, этнические способы построения педагогического процесса можно внедрить в современную практику, добившись высоких результатов их применения. Приспособление старых народных педагогических идей к современным условиям и общественным потребностям помогает реализовать продуктивные новшества.
Основные этнопедагогические принципы
Этнопедагогика, как и любая отрасль педагогического научного знания основывается на определенных принципах организации, которые определяют ее направленность и взаимосвязь с иными педагогическими отраслями научными направлениями деятельности.
К принципам этнопедагогики относятся следующие:
- Принцип культуросообразности. Данный принцип предполагает рассмотрение системы образования, как сложного процесса, который многогранным и, подверженным влиянию многих факторов, в частности: традиций и обычаев различных народов, их культурного наследия, ценностей, идеологий, а также их тесной взаимосвязи и условий, посредством которых они находят практическую реализацию.
- Принцип интегративности. Основан на формировании педагогического процесса на базе системы научных, культурных знаний, во взаимосвязи с теорией и практикой педагогической науки.
- Принцип практической направленности. Он основывается на выборе содержания учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он помогал достичь целевого назначения педагогического процесса за счет средств и методов этнопедагогики и развить практические навыки применения этнопедагогических приемов в современной действительности.
- Принцип субъектности. Он связан с воспитанием у учащихся субъектной позиции, основанной на развитии способности принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия. Поскольку состав учащихся полиэтнический, то требуется творческий подход к разрешению образовательных задач. Это помогает развить инициативность и самостоятельность обучающихся.
Принципы этнопедагогики отражают взаимосвязь данной отрасли с развивающим обучением. Первому принципу этнопедагогики соответствует основная задача системы развивающего обучения – представления о мироустройстве на основе данных науки, литературы и искусства. Научно-педагогическим связям и зависимостям развивающего обучения отвечает второй принцип этнопедагогики. Развивающее обучение базируется на применение знаний и умений в практической деятельности с целью разрешения разнообразных задач. Этому отвечает третий этнопедагогический принцип. Принцип субъектности тесно связан с основным стержнем развивающего обучения т.е. он ориентируется на личность субъекта обучения и ее развитие, раскрытие творческого потенциала, выявление талантов.
Направления развития этнопедагогики в современном мире
Приоритетными направлениями развития этнопедагогики, как науки, занимающейся исследованием этнических особенностей в обучении и воспитании, являются следующие:
- Определение сущностного развития, смыслового содержания, как внешних, так и внутренних этнопедагогических процессов и явлений, поиск содержательной части и определение целевого назначения этнотрадиционного образования.
- Определение принципов организации и норм деятельности субъектов системы традиционного этнического образования, как в прошлом, так и в современном мире.
- Поиск путей построения, идеалов и норм рациональной организации учебно-воспитательного процесса, основанного на применении норм этнопедагогического наследия, традиционных знаний и навыков народной педагогики.
- Поиск способов рационального применения и возрождения в современном обществе традиционных норм обучения и воспитания, а также приобщение к учебно-воспитательному процессу представителей разных народностей пожилого возраста, не являющихся профессиональными участниками системы образования.