Принцип педагогического оптимизма
Принцип педагогического оптимизма – это принцип, базирующийся на радости, которая зарождается в творческом труде, в ходе которого происходит раскрытие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
При реализации принципа педагогического оптимизма необходимо принимать во внимание врожденный темперамент ребенка. Сегодня описаны результаты исследования, из которых следует, что поведение детей и их оптимизм или пессимизм определяются не только социальным фоном, средой и влиянием родителей и учителей, но и личностными характеристиками. Уже среди новорожденных учеными обнаружено девять видов темперамента, которые выступают в качестве основных характеристик детей, хранящихся всегда. Окружение ребенка может на них влиять, но характеры переделать практически невозможно.
С. Чесс и А. Томас к качествам врожденного темперамента относили:
- уровень активности, то есть степень наследственной нравственной активности, определяющей активным или пассивным будет ребенок;
- ритмичность – регулярность или нерегулярность;
- предсказание таких функций, как голод, тип питания, выделения, ритмичность цикла «сон-бодрствование»;
- приближение-удаление – естественная реакция ребенка на ряд стимулов – незнакомую еду, игрушку или человека;
- приспособление – скорость и легкость, с которыми ребенок может менять собственное поведение в ответ на изменения, происходящие в окружающей среде и структуре;
- интенсивность – количество энергии, которая используется при выражении эмоций и настроения;
- порог реактивности – интенсивность стимула, необходимого, чтобы понадобилась реакция;
- качество настроения – позитивный настрой противопоставлен негативному;
- способность отвлекаться – характеризует степень влияния внешних помех на способность концентрации внимания на собственном поведении;
- интервал внимания и настойчивости – продолжительность периода, на протяжении которого дети сосредотачиваются на активной деятельности, и продолжительность активности при возникновении помех.
Предположить, насколько сложным будет вопрос воспитания ребенка с оптимистичным и радостным восприятием, поможет приближение-удаление, приспособление, интенсивность и качество настроения. Наиболее стрессочувствительными, особенно в отношении завышенных родительских ожиданий, являются дети высокой степени активности, так называемые «спички». «Улитки», склонные замыкаться, если ситуация изменяется. Дети, с трудом приспосабливающиеся к новым ситуациям - «черепахи» и «зануды» - дети с постоянно плохим настроением, которые требуют со стороны взрослых повышенного внимания и чуткости.
Принцип педагогического оптимизма базируется на радости, которая зарождается в творческом труде. Она помогает раскрыть природные способности ребенка, закалить его волю, характер, сформировать морально-эстетические идеалы, отрицая созерцательный оптимизм. Чтобы развивать у детей радость созидания, педагогу самому необходимо овладевать педагогическим мастерством, тактом и нравственной культурой.
Умение раскрытия творческого потенциала детей, поддержка их стремления к самовыражению добрым словом и чутким отношением – настоящее искусство, прием нравственного воспитания, которым должен овладеть педагог. Помочь ребенку поверить в собственные силы – и для ученика, и для учителя предполагает приобретение не только морального, но и физического здоровья. Оптимизм и вера в человека являются неисчерпаемым источником творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитанника и воспитателя.
Оптимизмом устраняется любая недоброжелательность, злость и подозрительности по отношению к педагогу и воспитаннику, создается живая, радостная атмосфера общения и взаимопонимания, возникает ощущение счастья. Песталоцци Й.Г. в своем письме другу о таком состоянии духовного переживания отметил, что воспитанники по выражению лица педагога должны понять, что он всегда вместе с ними, переживает их успехи и неудачи.
Педагогическим оптимизмом отрицается однообразие, так как инертность учебного процесса полностью противоречит развитию детей. Юмор педагога представляет природный источник оптимизма, что сохраняет духовный комфорт воспитанников, поощряет их обучаться. При этом необходимо учитывать, что юмор вместе с этим способен глубоко поразить детей, если содержит насмешку.
Функции педагогического юмора
Современным украинским педагогом И. Харченко педагогический юмор характеризуется в качестве составной части профессионального мастерства, он выделяет следующие его функции:
- создавать атмосферу доброжелательности и искренности – отсутствует злая ирония унижающего достоинства ученика и отчуждающая его от коллектива, переключающая внимание с самоуглубления на раздраженное самооправдание. Насмешливость со стороны педагога над своим учеником делает его изгоем, поощряет и усиливает над ним насмешки со стороны ровесников, доводя до издевательства;
- констатировать эмоциональную зрелость, содействовать активной психической саморегуляции, нивелировать уровень тревоги у учеников, приучать к поддержанию интеллектуально и эмоционально искренним отношениям с одноклассниками;
- актуализировать развитие высших интеллектуальных чувств посредством научения детей воспроизведению комического в рисунках и поделках, формировать мировоззрение, лишать озлобленности;
- обеспечивать психологическую разгрузку, устранять умственную усталость, сопровождающую обучение, содействовать содержанию внимания и лучшему усвоению материала.