Метод наблюдения
Наблюдение – это преднамеренное и планомерное восприятие предметов и явлений в окружающем мире.
Наблюдение – это процесс целенаправленного восприятия предметов и явлений природы, в ходе которых можно выделить общие и отличительные признаки, установить закономерности и на основании этого сделать выводы, обобщения, определения.
Наблюдение – это целенаправленное, длительное восприятие, которое дает возможность всестороннего рассмотрения объектов окружающего мира, позволяет увидеть изменения, которые в нем происходят, определить их причины и условия протекания.
Наблюдение – один из основополагающих методов обучения природоведению известен с давних времен, но в современной методике преподавания он не утратил актуальность, приобретя новые черты и став обязательным в естественных дисциплинах.
В ходе наблюдения у детей формируются умения наблюдательности. Наблюдение за объектами и процессами природы помогает выявить существенные признаки объектов и процессов природы, выступая как важная ступень в формировании понятий. Учащимся необходимо уметь наблюдать за предметами и объектами, выделяя в них общие и отличительные признаки, фиксировать изменения природных явлений, работу приборов и объяснять принципы их работы.
Для успешности проведения наблюдения необходима предварительная подготовка к нему, прошлый опыт и знания наблюдателя. Чем более богатый у человека опыт, тем больше знаний он имеет, и тем богаче процесс его восприятия. Такие закономерности наблюдения необходимо учитывать педагогу, при организации детской деятельности.
В процессе наблюдения у детей начинается формирование целостного материалистического взгляда на окружающую природную среду, они начинаю понимать, что:
- окружающий мир реально существует и может быть познан человеком;
- все природные предметы и явления взаимосвязаны, а природа является единым целым;
- окружающий мир – не статичен, он постоянно изменяется.
Умение наблюдать, как и все интеллектуальные умения, может быть оценено посредством следующих критериев:
- умение выделить главное и существенное;
- умение установить причинно-следственные связи компонентов природы, человека и окружающей среды;
- умение сравнить, обобщить и сделать выводы.
К критериям оценки становления научного мировоззрения можно также отнести и развитие наблюдательности:
- наличие познаваемости окружающего мира;
- наличие изменяемости мира;
- наличие целостности и неразрывности окружающего мира;
- отношение человека к окружающему миру и роли в нем.
Виды наблюдения
Наблюдения помогают учащимся накапливать запас достоверных конкретно-образных представлений, касающихся окружающей действительности, фактических знаний, представляющих материал для дальнейшего осознания, обобщения и приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязи, которые существуют в природе.
Наблюдение в изучении курса биологии широко используется, так как помогает лучше изучить предметы, объекты и явления природы. Наблюдение в качестве метода биологии тесно взаимосвязано со словесными и наглядными методами и может быть использовано, когда новые знания должны быть получены в ходе активной практической и мыслительной деятельности, позволяя не только усваивать новые знания, но и вырабатывать практические умения. Наблюдения за предметами и явлениями должно сопровождаться проведением лабораторных опытов и практических работ в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.
К наблюдению предъявляют следующий ряд требований:
- содержание наблюдения должно быть систематизировано;
- все многообразие наблюдений должно быть доступно и тесно взаимосвязано с курсом биологии по годам изучения;
- наблюдения от одного класса к другому должно усложняться и углубляться, но не терять при этом целостности;
- объекты наблюдения отбирает учитель на основании природных условий и особенностей изменений в природе в текущем году, а также степени физической доступности природного объекта.
Принято выделять несколько видов наблюдений:
В соответствии с дидактической направленностью:
- предваряющие изучение новой темы;
- проходящие в ходе изучения нового материала;
- завершающие изучение новой темы.
В соответствии с технической оснащенностью восприятия:
- качественные;
- количественные.
В соответствии со способом организации познавательной деятельности в ходе наблюдения:
- самостоятельное наблюдение;
- коллективное наблюдение.
В процессе изучения биологии порядок наблюдений может быть определен через последовательность изменений в природе рассматриваемой местности. Проведенные наблюдения могут фиксироваться в тетрадях или календарях природы, превращаясь в основу формирования знаний о цикличности времен года и происходящих при их смене изменений в окружающей среде.
Иными словами, наблюдение представляет один из наиболее доступных и эффективных практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдения должны быть доступны, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными. Полученные знания о природных объектах и явлениях будут конкретными, убедительными, а образовательная эффективность наблюдений выше, чем большее количество органов чувств будет участвовать в восприятии.