Сущность прикладного анализа поведения детей
Прикладной анализ поведения (ПАП) – это одна из отраслей научного познания, которая основана на принципах обучения Б. Ф. Скиннера. Этот метод относят к направлению бихевиоризма и ориентируют на совершенствование индивидуумов и их адаптацию к условиям окружающей среды.
ПАП на сегодняшний день – один из наиболее обоснованных и надежных методов коррекции нарушений психического развития детей, включая расстройства аутистического спектра.
В рамках данного метода поведение детей определяют в качестве своеобразного «языка», через наблюдение за которым специалисты могут идентифицировать намерения, желания и переживания детей.
Дети с расстройством аутистического спектра характеризуются наличием панических страхов, возникающих в связи с гиперчувствительностью. Состояние страха не дает возможности детям спокойно поддерживать контакт с субъективно воспринимаемой ими окружающей действительностью, в результате чего дети погружаются в свой мир, в котором чувствуют себя в безопасности. Это и объясняет их склонность выполнять однообразные действия – так дети стремятся контролировать ситуацию.
Принципами ПАП предполагается последовательное и понятное для детей с расстройствами аутистического спектра поведение, через которое будет осуществляться взаимодействие детей со взрослыми. В рамках данного метода дети научаются предугадыванию последствий действий и пониманию значения поведения взрослых. Это дает возможность детям почувствовать себя в безопасности и спокойствии, при пребывании в социальном окружении. Иными словами, метод ПАП представляет собой инструмент социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.
Цель технологии ПАП
Поведенческим методом предполагается реализация процесса обучения детей необходимому объему поведенческих навыков. Цель данного метода – сформировать систему поведенческих социально приемлемых реакций на воздействия из вне. Так как поведение является внешне наблюдаемым, то посредством использования данного метода, могут быть зафиксированы определенные поведенческие признаки и изменения этих признаков под воздействием внешних влияний.
В связи с тем, что поведенческая терапия детей при расстройствах аутистического спектра на начальных стадиях может вызывать реакцию протеста со стороны детей, то необходимо проводить беседы с родителями, выяснять будет ли применение такого директивного метода, какой представляет собой поведенческая терапия, эффективным и не травматичным для детей.
Как правило, в процессе взаимоотношений аутичных детей с их родителями, так или иначе обнаруживаются механизмы ПАП. Дети используют принципы ПАП, сформированные посредством врожденных и природных способностей, по отношению к родителям.
Как известно, одна из основных особенностей расстройства аутистического спектра – сверхчувствительность относительно незначительных, как кажется на первый взгляд, изменений окружающей среды. Из этого следует, что ребенок с расстройствами аутистического спектра чувствует особые потребности в безопасности и контроле над внешними обстоятельствами.
ПАП – это понимание того, какие предпосылки и последствия могут оказывать влияние на поведение детей. То есть, одев ребенка в неправильную пижаму, родитель столкнется с последствиями этого поступка. Если ребенок кричат и наносит себе удары по голове, это значит, что ребенок ясно дает понять родителям, что они сделали неправильный выбор. Если это поведение будет проигнорировано, и родитель продолжит надевать на него неправильную пижаму, то может быть получено следующее сообщение – ребенок начнет биться головой об стену. Иными словами, ребенок начинает контролировать ситуацию взаимодействия с родителями, формирует безопасную для себя обстановку через провоцирование собственными негативистскими реакциями понятного и предсказуемого поведения родителей.
Проблема в том, что взаимоотношения такого рода не являются естественными в реальной жизненной обстановке, так как социум не может приспособиться под одного индивида. Скорее наоборот, отдельно взятые индивидуумы испытывают необходимость адаптации к тем правилам, которые существуют сейчас в обществе. Возникает необходимость формирования у детей социально приемлемого поведения.
Необходимо отметить, что использование директивных методов, которые предполагают наказание, не только не приводит к снижению проблемного поведения, но и противоречит принципам этики. В связи с этим, в современной практике прикладного анализа поведения применяют ряд методик, эффективность и безопасность которых доказана в многочисленных исследованиях.
Задачи методики ПАП
С помощью применения методики прикладного анализа поведения могут быть решены следующие задачи:
- сформировать навыки, которые помогут заменить нежелательные поведенческие формы. Например, цель работы может быть представлена необходимостью обучить ребенка просить желаемый предмет в доступной ему форме и тогда он может прекратить крики для получения желаемого;
- сформировать социальные и коммуникативные навыки, например, навыки удерживать зрительный контакт, понимать мимику собеседника, научиться просить специалиста, учителя или родителя о помощи, задавать вопросы, играть с другими;
- сформировать академические навыки (читать, считать, писать) на доступном для ребенка уровне;
- сформировать бытовые навыки и навыки самообслуживания, то есть научиться самостоятельно посещать туалет, готовить и принимать пищу, различать свою и чужую посуду, принимать душ, прибирать свою кровать, поддерживать опрятный внешний вид;
- обобщать навыки, повышать способности ребенка с аутизмом к демонстрации целевых видов поведения не только в данном контексте, но и в разных иных ситуациях.