Критическое мышление: понятие и сущность
Критическое мышление – это способ реализации интеллектуальной деятельности личности, характеризующийся высоким уровнем развития процессов восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему миру и его информационному обеспечению.
Педагогическая наука рассматривает критическое мышление, как оценочный процесс, который развивается посредством наложения на имеющийся жизненный опыт новейшей информации.
Критическое мышление неразрывно связано, а порой, и отождествляется с аналитическим мышлением и логическими процессами умственной деятельности. кроме того, критическое мышление включает в свой состав элементы творческого мышления. Однако, творческое мышление не является идентичным критическому, поскольку в нем отсутствует оценочный компонент, а новые идеи продуцируются, выходя за грани, имеющихся социальных установок, норм и правил. Творческое мышление развивается на базе критического. Они взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.
Критическое мышление сосредотачивается на поиске путей совершения определенных действий и определения того, во что можно и нужно верить. Это направление мышления призвано обосновать процессы с логической стороны, исключая предубеждения и формируя навыки совершения объективных поступков.
Применение критического мышления особенно актуально при решении самых важных проблем в той или иной области, поскольку оно открывает возможности постановки новых идей и открытия новых возможностей, позволяющих справиться с трудностями.
Формирование критического мышления благотворно сказывается на развитии у учащихся таких важных жизненных свойств:
- Навыки планирования. Появляются навыки систематизации и равномерного распределения своих мыслей, которые появляются беспорядочно. Учащиеся могут организовать их поэтапное изложение и грамотное конструирование;
- Проявление гибкости. Учащийся должен уметь не только работать со своими мыслями, но и воспринимать и осознавать мыли других людей. Это помогает избежать неверных суждений о том или ином процессе или явлении, поступке или действии. Важно уметь собрать весь объем информации по существующей проблеме;
- Проявление настойчивости. Эти навыки помогают продвигаться к поставленным целям и быть последовательными в своих убеждениях;
- Стремление к принятию и исправлению своих ошибок. Все неверные действия должны быть адекватно оценены, приняты и исправлены, чтобы продолжать гармонично развиваться и обучаться;
- Осознание своей деятельности. Учащийся учится наблюдать за собой и протеканием своего мыслительного процесса. Это помогает отследить ход мыслей и направить их в нужное русло;
- Умение находить компромиссы. Каждая личность принимает решения в той или иной области, которое должно быть принято другими людьми. Иначе такое решение не будет рассматриваться, как руководство к действию, а просто останется точкой зрения высказавшегося.
Критическое мышление характеризуется многогранностью, аргументированностью, формированием ответственности и самостоятельности в принятии решений, развитием индивидуального мышления т.е. способностей самостоятельно обрабатывать информацию и навыки социального мышления, посредством взаимодействия с другими индивидами, группами людей, обществом.
Технология развития критического мышления и принципы ее построения
Технология развития критического мышления (ТРКМ ) – это система, позволяющая развить у учащихся навыки работы с информацией посредством работы с письменными и литературными источниками. Она носит целостный характер и включает в себя приемы обучения, способствующие развитию мотивации учащихся к исследовательской деятельности, формированию творческой активности, навыков осмысленного усвоения материала учебных программ и его обобщения.
ТРКМ нацелена на становление и развитие мыслительных навыков учащихся, которые потребуются для продуктивного обучения и решения многих жизненных задач. Учащиеся учатся принимать взвешенные и обоснованные решения, принимать, обрабатывать и передавать информацию, проводить анализ различных сторон и направлений процессов и явлений окружающего мира.
Данная технология образования базируется на следующих ведущих принципах:
- Принцип проявления активности учащихся в учебно-воспитательном процессе;
- Принцип построения коллективной работы на занятиях;
- Принцип формирования коммуникативных навыков;
- Принцип равноценности и равнозначности идей и мыслей каждого учащегося;
- Принцип мотивации учащихся на самообучения, за счет применения приемов ТРКМ;
- Принцип соответствия содержания учебно-воспитательного процесса с жизненными целями и задачами;
- Принцип применения графических средств в обучении. Это придает наглядность и формирует зрительное восприятие материала.
Основные приемы технологии развития критического мышления
К приемам технологии развития критического мышления относятся следующие:
Кластер – учебная информация предоставляется в графическом воплощении. Педагогом составляются графические схемы, которые отражают взаимосвязи между исследуемыми процессами и идеями и показывают ход мыслей автора. Схема формируется таким образом, чтобы ключевое понятие, идея или процесс располагался в центре. Вокруг него формируются связанные с ним понятия и процессы, путем соединения стрелками, указывающими на направление и степень связи. Такой прием применим для связывания идей или ассоциаций учащихся с определенной темой, понятием, процессом.
Корзина идей – применяется для выявления мыслей, знаний и идей учащихся по конкретной теме. Педагог дает основное понятие темы, раскрывающее ее суть, и предлагает учащимся дать все слова-ассоциации или выражения, связанные с ним.
Денотатный граф – позволяет систематизировать и наглядно обосновать все важные свойства, изучаемого процесса. Денотатный граф формируется в три стадии:
- Определяется ключевое понятие или высказывание;
- Определяются глаголы, которые связывают основное понятие с его свойствами;
- Определяются значимые свойства основного понятия.
Обязательным является построение графа сверху вниз.
Дерево предсказания – позволяет развить нестандартное мышление и навыки различия классических, реальных ситуаций от тех процессов, которые не могут случиться в действительности.