Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приемы критического мышления

Критическое мышление: понятие и сущность

Определение 1

Критическое мышление – это способ реализации интеллектуальной деятельности личности, характеризующийся высоким уровнем развития процессов восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему миру и его информационному обеспечению.

Педагогическая наука рассматривает критическое мышление, как оценочный процесс, который развивается посредством наложения на имеющийся жизненный опыт новейшей информации.

Критическое мышление неразрывно связано, а порой, и отождествляется с аналитическим мышлением и логическими процессами умственной деятельности. кроме того, критическое мышление включает в свой состав элементы творческого мышления. Однако, творческое мышление не является идентичным критическому, поскольку в нем отсутствует оценочный компонент, а новые идеи продуцируются, выходя за грани, имеющихся социальных установок, норм и правил. Творческое мышление развивается на базе критического. Они взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Критическое мышление сосредотачивается на поиске путей совершения определенных действий и определения того, во что можно и нужно верить. Это направление мышления призвано обосновать процессы с логической стороны, исключая предубеждения и формируя навыки совершения объективных поступков.

Применение критического мышления особенно актуально при решении самых важных проблем в той или иной области, поскольку оно открывает возможности постановки новых идей и открытия новых возможностей, позволяющих справиться с трудностями.

Формирование критического мышления благотворно сказывается на развитии у учащихся таких важных жизненных свойств:

  • Навыки планирования. Появляются навыки систематизации и равномерного распределения своих мыслей, которые появляются беспорядочно. Учащиеся могут организовать их поэтапное изложение и грамотное конструирование;
  • Проявление гибкости. Учащийся должен уметь не только работать со своими мыслями, но и воспринимать и осознавать мыли других людей. Это помогает избежать неверных суждений о том или ином процессе или явлении, поступке или действии. Важно уметь собрать весь объем информации по существующей проблеме;
  • Проявление настойчивости. Эти навыки помогают продвигаться к поставленным целям и быть последовательными в своих убеждениях;
  • Стремление к принятию и исправлению своих ошибок. Все неверные действия должны быть адекватно оценены, приняты и исправлены, чтобы продолжать гармонично развиваться и обучаться;
  • Осознание своей деятельности. Учащийся учится наблюдать за собой и протеканием своего мыслительного процесса. Это помогает отследить ход мыслей и направить их в нужное русло;
  • Умение находить компромиссы. Каждая личность принимает решения в той или иной области, которое должно быть принято другими людьми. Иначе такое решение не будет рассматриваться, как руководство к действию, а просто останется точкой зрения высказавшегося.
«Приемы критического мышления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Критическое мышление характеризуется многогранностью, аргументированностью, формированием ответственности и самостоятельности в принятии решений, развитием индивидуального мышления т.е. способностей самостоятельно обрабатывать информацию и навыки социального мышления, посредством взаимодействия с другими индивидами, группами людей, обществом.

Технология развития критического мышления и принципы ее построения

Технология развития критического мышления (ТРКМ ) – это система, позволяющая развить у учащихся навыки работы с информацией посредством работы с письменными и литературными источниками. Она носит целостный характер и включает в себя приемы обучения, способствующие развитию мотивации учащихся к исследовательской деятельности, формированию творческой активности, навыков осмысленного усвоения материала учебных программ и его обобщения.

Замечание 1

ТРКМ нацелена на становление и развитие мыслительных навыков учащихся, которые потребуются для продуктивного обучения и решения многих жизненных задач. Учащиеся учатся принимать взвешенные и обоснованные решения, принимать, обрабатывать и передавать информацию, проводить анализ различных сторон и направлений процессов и явлений окружающего мира.

Данная технология образования базируется на следующих ведущих принципах:

  • Принцип проявления активности учащихся в учебно-воспитательном процессе;
  • Принцип построения коллективной работы на занятиях;
  • Принцип формирования коммуникативных навыков;
  • Принцип равноценности и равнозначности идей и мыслей каждого учащегося;
  • Принцип мотивации учащихся на самообучения, за счет применения приемов ТРКМ;
  • Принцип соответствия содержания учебно-воспитательного процесса с жизненными целями и задачами;
  • Принцип применения графических средств в обучении. Это придает наглядность и формирует зрительное восприятие материала.

Основные приемы технологии развития критического мышления

К приемам технологии развития критического мышления относятся следующие:

  1. Кластер – учебная информация предоставляется в графическом воплощении. Педагогом составляются графические схемы, которые отражают взаимосвязи между исследуемыми процессами и идеями и показывают ход мыслей автора. Схема формируется таким образом, чтобы ключевое понятие, идея или процесс располагался в центре. Вокруг него формируются связанные с ним понятия и процессы, путем соединения стрелками, указывающими на направление и степень связи. Такой прием применим для связывания идей или ассоциаций учащихся с определенной темой, понятием, процессом.

  2. Корзина идей – применяется для выявления мыслей, знаний и идей учащихся по конкретной теме. Педагог дает основное понятие темы, раскрывающее ее суть, и предлагает учащимся дать все слова-ассоциации или выражения, связанные с ним.

  3. Денотатный граф – позволяет систематизировать и наглядно обосновать все важные свойства, изучаемого процесса. Денотатный граф формируется в три стадии:

    • Определяется ключевое понятие или высказывание;
    • Определяются глаголы, которые связывают основное понятие с его свойствами;
    • Определяются значимые свойства основного понятия.

    Обязательным является построение графа сверху вниз.

  4. Дерево предсказания – позволяет развить нестандартное мышление и навыки различия классических, реальных ситуаций от тех процессов, которые не могут случиться в действительности.

Дата последнего обновления статьи: 28.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot