Причины патологий речи у детей с ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это термин, который объединяет группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, являющихся вторичными по отношению к аномалиям и поражениям головного мозга, возникших в околородовом (перинатальном) периоде.
Речь — это деятельность. Для того чтобы ребенок усвоил язык, необходима сформированность производящих звуки органов речи.
Нарушения речи у детей с ДЦП исследователи связывают с симптомами общей патологии развития артикуляционного аппарата, которая оказывает негативное влияние на возможность его движения. Однако, в настоящее время данный подход признается односторонним, в связи с тем, что патология развития речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, которая на зависит от моторных расстройств и связана с ними опосредованно.
Своеобразие речевого развития у детей с ДЦП зависит от вида нарушения и его сложности.
На развитие речи ребенка с ДЦП оказывают влияние:
- Те же причины и обстоятельства, которые могут вызвать нарушение речевого развития у детей без ДЦП.
- Разнообразные моторные нарушения в периферическом речевом аппарате.
В зависимости от локализации нарушений, их характера и интенсивности у детей с ДЦП выделяют следующие причины нарушений:
- Сенсорные нарушения, которые связаны с различными моторными нарушениями.
- Нарушения слуха, зрения и осязания, которые оказывают влияние на речевое развития (овладение лексикой и речью в общем).
- Разнообразные отклонения в строение артикуляционного аппарата, которые обусловлены внутриутробными патологиями, являющимися механическим препятствием к овладению правильным произношением.
- Разнообразные органические поражения ЦНС, которые затрагивают не только моторные отделы.
- Наличие социальных условий развития ребенка с ДЦП (общение с окружающими, наличие предметно-развивающей среды, частичная изоляция от общества и т.д.).
Также необходимо отметить, что речевые расстройства у детей с ДЦП оказывают негативное влияние на общее развитие. Связано это с тем, что ограниченное речевое развития приводит к тому, что дети не могут плодотворно взаимодействовать с окружающими, у них снижается развитие познавательной деятельности, возникают проблемы в развитии вербального интеллекта.
В настоящее время у детей с ДЦП отмечаются разнообразные речевые нарушения, обусловленные органическими поражениями ЦНС. Логопедией исследуются данные нарушения и разрабатываются методы и средства их минимизации и устранения.
Формы речевых нарушений при ДЦП и причины их возникновения
Особенности речевого развития детей с ДЦП характеризуется типом и степенью имеющихся у них нарушений. Выделяют разнообразные формы нарушения речевого развития, каждая из которых вызвана определенной причиной или даже комплексом причин.
Формы речевых нарушений у детей с ДЦП:
- Дизартрия – характеризуется нарушениями произносительной стороны речи. Причинами дизартрии является патологическая иннервация мышц речевого аппарата. У детей изменено звукопроизношение и голос, что связано с поражениями речедвигательных механизмов головного мозга.
- Анартрия – отмечается полна невозможность произношения. Данное нарушение вызвано расстройствами иннервации периферического речевого аппарата.
- Алалия – представляет собой системное недоразвитие речи, которое связано с трудностями усвоения языковых правил и единиц.
- Задержка речевого развития – отмечается снижение темпов развития речи в сравнении с установленной нормой. У детей отмечается равномерно отставание в формировании всех сторон речи и компонентов языка. Данное нарушение требует тщательного исследования со стороны специалистов, так как его довольно часто путают с алалией.
- Дисграфия и дислексия – характеризуется нарушениями в письменной речи. У детей затруднено усвоение навыков чтения и письма.
- Ринолалия (гнусавость) – отмечается нарушение в звукопроизношении, вызванное парезом или параличом мягкого неба, его укорочением, продольной расщелиной верней губы, твердого или мягкого неба, челюсти.
- Запинки и заикания – характеризуются расстройствами ритма речи, при которых дети не способны произнести нужную фразу или отдельное слово, в связи с непроизвольным прекращением или пролонгацией звука.
Таким образом, формы нарушений речевого развития у детей с ДЦП весьма разнообразны, так же, как и причины их вызвавшие. В связи с чем, работа специалиста по речевому развитию должна быть направлена не только на коррекцию нарушений, но и на устранение причин их возникновения.
Особенности речи детей с ДЦП
У детей с ДЦП выделяют следующие особенности речевого развития:
Нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре – отмечается при различных формах дизартрии, и может выражаться в виде:
- спастичности артикуляционных мышц (постоянное напряжение мышц языка и иногда губ);
- гипотонии (губы не могут смыкаться полностью, рот постоянно полуоткрыт);
- дистония (резко меняющийся характер мышечного тонуса).
Нарушения подвижности артикуляционных мышц – мышцы артикуляционного аппарата не достаточно подвижны, что отрицательно сказывается на произношении звуков. Характеризуется следующими видами нарушений:
- нарушение дыхания (отмечается «инфантильная» система дыхания);
- нарушение голоса (произношение слов и фраз неразборчиво, нарушена интонация и эмоциональная выразительность).
Знание вида и формы нарушения речевого развития очень важно для организации логопедической работы с детьми с ДЦП. Кроме вида и формы нарушения, специалисту необходимо знать основные причины его вызвавшие.
Успешность логопедической работы во многом зависит от своевременности выявления нарушений. Грамотно построенная и систематически реализуемая коррекционная работа, будет способствовать минимизации и устранению выявленных нарушений и отклонений в развитии речи.