Лексико-грамматические нарушения речи
Лексико-грамматические нарушения речи – это вид речевого нарушения, характеризующийся сохранным звукопроизношением и достаточно сформированными фонематическими процессами.
Синдром гиперактивности (СДВГ) – это нарушение нормального развития неврологическо-поведенческого характера, при котором отчетливо наблюдается гиперактивность детей и неустойчивость внимания. К отличительным признакам данного расстройства относят затруднения концентрирования внимания, повышенную активность и импульсивность, которая не поддаётся управлению.
СДВГ достаточно распространенный среди современных детей комплекс нарушений. Его изучают медики, педагогики, психологи, психиатры и пр.
Несформированность лексики у детей данной группы проявляется ограниченным словарным запасом, резким расхождением объема активного и пассивного словарей, неточным употреблением многих лексических значений, многочисленными вербальными парафазиями, несформированностью семантических полей, трудностями актуализации словаря.
В активном словаре ребенка преобладают глаголы и существительные. Среди глаголов преобладающими являются слова, которые обозначают действия, ежедневно выполняемые ребенком или наблюдаемые им, носящие ситуативный характер.
Проявляются затруднения при назывании многих прилагательных, которые употребляются в речи у детей с нормальным развитием. Дети с лексико-грамматическим нарушением речи более трудно усваивают слова обобщенного и отвлеченного значения, слова, которые обозначают состояние, оценку, качество и признаки.
Основной механизм несформированности грамматического строя речи у детей – нарушение дифференциации фонем, чем вызываются затруднения в различении грамматических форм слов в связи с нечеткостью слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. Из-за этого страдает морфологическая языковая система, формирование которой напрямую зависит от противопоставления окончаний по их звуковому составу, а также неумение наблюдать процесс протекания языковых процессов в повседневном общении, в том числе словоизменения и синтаксически оформленные высказывания.
Неумение использовать способы словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, дети не всегда могут образовать новые слова, используя суффиксы.
У детей с СДВГ отмечается несоответствие реального уровня развития и той успеваемости, которая ожидается на основании интеллектуального коэффициента. У детей сохранен интеллект, но черты, которые характерны СДВГ – беспокойство, неусидчивость, масса лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивные поступки в сочетании с повышенной возбудимостью, часто сочетающиеся с трудностями в приобретении учебных навыков.
Это вызывает выраженную школьную дезадаптацию. У дошкольников с СДВГ отмечается снижение произвольности своей активности, в качестве составляющей развития ребенка в связи со снижением и незрелостью формирования в развитии внимания, праксиса, ориентации и слабости нервной системы. Если синдром гиперактивности сочетается с общим речевым недоразвитием, картину речевого нарушения дополняет целый комплекс недостатков психологического характера, чем определяются трудности диагностики и коррекции нарушений речи.
Организация специальных занятий направленных на коррекцию лексико-грамматических нарушений, предполагает:
- особое внимание к количественному накоплению словаря, необходимого, чтобы полноценно общаться;
- правильное понимание детьми слов на основании их точного соотнесения с объектами окружающего мира;
- постепенное повышение понятийного словаря детей;
- активизация словаря.
Новые слова усваиваются на основании ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающего мира, углублением и обобщением знаний о них.
Коррекция грамматического строя речи
Коррекция грамматического строя речи включает два основных направления:
- логопедическая работа состоит из словообразования существительных, прилагательных и глаголов;
- уточнить грамматическое значение слова – важное условие формирования грамматического строя речи детей-дошкольников.
Коррекционная работа с детьми с СДВГ направлена на решение нескольких задач:
- научить детей правильному речевому общению, контролировать собственные эмоции и поступки, навыки эффективного социального взаимодействия с людьми вокруг;
- достижение послушания ребенком, привитие ему аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца любое начатое дело;
- научить ребенка уважать права окружающих людей;
- установление контакта с педагогами, знакомство их с информацией, касающейся сущности и основных проявлений СДВГ;
- повысить самооценку ребенка, вселить в него уверенность в собственных силах посредством усвоения им новых навыков, достижений успеха в повседневной жизни.
Для проведения занятий с детьми с СДВГ необходимо свести к минимуму все возможные отвлекающие факторы. Ребенку необходимо предоставлять возможность получить помощь педагога, если он испытывает затруднения. Задания детям следует давать последовательно. Если ребенку необходимо выполнить большое по объему задание, его нужно представить как несколько последовательных частей. Педагог должен периодически контролировать выполнение этих частей, внося коррективы по мере надобности. Выполнение названных рекомендаций дает возможность нормализации взаимоотношений педагога и трудных детей, помогая дошкольником достичь высоких результатов на занятиях, а позже способствует усвоению образовательной программы в школе.