Преемственность – это подготовка учащегося (воспитанника) к предстоящему получению новых знаний и умений, с сохранением и развитием имеющихся, установлением связи между старым и новым как фундамента поступательного процесса развития ребенка.
Задачи преемственности в работе образовательных учреждений на каждой ступени образования
Преемственность в деятельности всех ступеней образовательных учреждений трактуется как непрерывный процесс воспитания, обучения и развития каждого ребенка. Данный процесс имеет свои общие и специфические особенности, которые во многом связаны с возрастом учащихся (воспитанников), их индивидуальными возможностями и потребностями.
Актуальной проблемой современной системы образования является предоставление всем участникам воспитательно-образовательного процесса качественных педагогических услуг. Достигается это во многом посредством обеспечения преемственности между всеми ступенями образования. Преемственность осуществляется с опорой на ФГОС.
Основная цель преемственности работы образовательных учреждений –объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений разных ступеней образования для устранения признаков дезадаптации у детей, повышения их общего эмоционального благополучия, сохранения и укрепления здоровья и как следствие повышения качества образования.
Перед каждым педагогом, вне зависимости от того на какой ступени образования он осуществляет свою деятельность, остро стоит вопрос как правильно подготовит ребенка к поступлению в следующее образовательное учреждение (ДОУ, школа и т.д.), чтобы процесс его адаптации прошел с минимальными последствиями и сохранились его способности к обучению. Ввиду данной проблемы, для каждой образовательной ступени определены задачи, в соответствии с ФГОС.
Задачи дошкольной ступени образования:
- Обеспечение каждому ребенку сохранение эмоционального благополучия и положительного самоощущения
- Развитие у детей любознательность, произвольности, инициативности и способности творчески самовыражаться
- Формирование основных знаний об окружающей действительности, явлениях и предметах
- Формирование коммуникативных, познавательных и игровых навыков, реализуемых в различных видах активной деятельности детей
- Формирование компетентностного отношения к окружающим людям, миру и самому себе
- Приобщение к ЗОЖ
Задачи начальной и средней школьной ступени образования:
- Формирование навыков активного взаимодействия с окружающим ребенка миром
- Формирование стремления к обучению, готовности получать новые знания, умения и навыки
- Формирование и развитие у учащихся инициативности, самостоятельности и навыков сотрудничества в разнообразных видах деятельности
- Осуществление работы по совершенствованию знаний, умений и навыков, полученных на дошкольной ступени образования, оказание всесторонней помощи детям в их укреплении, посредством индивидуализации образовательного процесса.
- Формирование осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляции собственного поведения в соответствии с ним
Особенности работы по преемственности
Одной из основных особенностей работы по преемственности между образовательными учреждениям является осуществление обмена опытом между педагогами и психологами образовательных учреждений. Взаимодействие и взаимосодействие педагогических работников позволяют решить множество проблем в сфере обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста, например, проблемы, связанные с поступлением ребенка в первый класс (адаптация), проблемы пятиклассников, связанные с изменениями условий обучения, сменой стиля педагогического общения и взаимодействия, увеличившимися учебным нагрузкам и т.д.
Задача педагога – обеспечение необходимых условий для проявления учащимися (воспитанниками) своих способностей и умений.
Под необходимыми условиями понимается создание эффективной развивающей среды, установление доверительных взаимоотношений между педагогом и ребенком, основанных на взаимном терпении, уважении и понимании.
Данный подход позволяет полноценно и качественно реализовать принцип преемственности между различными ступенями образовательного процесса.
Основой преемственности между детским садом и школой выступает понимание общей цели, направленной на обеспечение необходимого уровня формирования и развития личности детей:
Для ДОУ:
- Осуществление работы, направленной на ранее развитие необходимых личностных качеств ребенка;
- Формирование свойств личности, обеспечивающих естественный и непринужденный переход от дошкольного образования к школьному;
- Осуществление работы, направленной на сохранение самоценности дошкольного периода детства
- Формирование у учащихся важных и фундаментальных качеств личности каждого воспитанника.
Для начальной школы:
- Осуществление опоры в процессе школьного обучения на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка в данный момент;
- Формирование умений и навыков обучения;
- Создание необходимых оптимальных для обучения и воспитания условий;
- Создание условий, способствующих самовыражению учащегося
Для средней ступени школьного образования:
- Опора на знания, умений и навыки, полученные в начальной школе;
- Формирование умения самостоятельно опираться на собственные знания;
- Формирование умений и навыков самостоятельно и быстро определять ход собственных действий.
Для старшей ступени школьного обучения:
- Создание эффективных условий, направленных на самоопределение личности учащихся;
- Формирование самостоятельной личности, имеющей навыки самообучения, самовоспитания и саморегуляции.
Таким образом, обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни.