Понятие трудового воспитания
Трудовое воспитание – это одно из средств личностного развития, помогающее человеку овладеть различными навыками и умениями, которые необходимы ему в повседневной жизни.
В процессе трудовой деятельности у детей развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. У детей идет развитие любознательности и познавательных интересов. Труд превращается в важнейшее средство умственного развития ребенка. Труд закаляет детей физически, так как многие виды деятельности могут выполняться на свежем воздухе.
ФГОС ДО включает трудовое воспитание в сферу социально-коммуникативного образования. В стандарте усиливается акцент на содержании трудового воспитания детей-дошкольников, формировании у них позитивного отношения к трудовой деятельности. Это выступает показателем актуальности трудового воспитания в ДОУ.
Хозяйственно-бытовой труд
Трудолюбие – это черта характера, которая предполагает положительное отношение человека к трудовой деятельности, любовь к труду, стремление много трудиться и усердно работать.
Трудовое воспитание – один из важнейших инструментов разностороннего формирования и развития детской личности. Трудовая деятельность отличается крайним разнообразием, ее особенности находятся в прямой зависимости от возраста ребенка, его психического и физического развития, их способностей и интересов.
Основная цель детского труда – оказать положительное воспитательное воздействие на детскую личность.
В раннем возрасте трудовая деятельность детей не устойчива и во многом связана с игрой, которая и представляет ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Именно в связи с этим задача воспитателя и заключается в помощи ребенку при отделении игровой деятельности от трудовой, в понимании ее значимости и серьезности.
Труд требует от детей значительных умственных способностей, инициативности, сообразительности, наблюдательности, внимательности, сосредоточенности и пр. В ходе трудовой деятельности у детей идет развитие мышления, формирование навыков планируемой деятельности, обогащение знаний, касательно предметов и явлений.
Иными словами, трудовая деятельность имеет огромное значение для формирования целостной детской личности. Именно поэтому так важно воспитать в каждом ребенке трудолюбие.
Правила воспитания трудолюбия у детей
Процесс воспитания трудолюбия предполагает, что будут соблюдены некоторые правила.
- воспитывать трудолюбие следует с самого детства;
- воспитание должно быть правильно организовано и постепенно реализовано;
- процесс воспитания должен доставлять удовольствие ребенку;
- воспитание должно быть систематическим и регулярным;
- воспитание должно быть осознанным;
- должны учитываться индивидуальные особенности детей.
Воспитанием трудолюбия с самых ранних лет подчеркивается необходимость формировать правильные и нужные привычки, они должны непосредственно реализовываться на практике. Родителям необходимо приучать ребенка к выполнению разной работы, уходу за собой и пр. В том случае, если родители думают, что ребенок слишком маленький и ограждают его от выполнения работы – совершают большую ошибку.
Труд – это естественный процесс, который не оказывает насилия над личностью ребенка, а наоборот, помогает ее развивать.
Воспитание трудолюбия должно быть осуществлено правильно, то есть изначально родители должны поручать детям посильные задания, с постепенных их усложнением. Если же задания будут слишком легкими, то ребенку будет не интересно их выполнять. Излишне сложное задание может вызвать полное отторжение к трудовой деятельности.
Воспитание трудолюбия у детей младшего возраста начинается формирование навыков самообслуживания, то есть с умения самостоятельно одеться, поесть, убрать за собой игрушки и пр. Процесс воспитания трудолюбия должен доставлять удовольствие ребенку, вызывать у него позитивные эмоции и радость от проделанной работы. Для этого взрослые должны сделать труд привлекательным для детей, создать благоприятную атмосферу и побудить выполнять трудовые действия.
Также дети должны понимать и осознавать цель и значимость собственной трудовой деятельности. Воспитание трудолюбия – регулярный процесс, он должен осуществляться не только в рамках специальной организации, но и в любом удобном случае в повседневной жизни детей или режимных моментах ДОУ.
Одна из распространенных ошибок – приучение детей к труду от случая к случаю. В основном родители оправдывают полное отсутствие трудового воспитания тем, что они слишком заняты и у них нет времени для этого. Процесс воспитания трудолюбия предполагает осознанность. Каждому ребенку необходимо в полной мере осознавать значимость труда во всем многообразии его проявлений. Только в таком случае овладение необходимым объемом трудовых навыков и трудолюбием, как качеством будет в полной мере эффективным.
Учитывая индивидуальные особенности детей во время трудового воспитания, можно сделать этот процесс более эффективным. Необходимо давать детям только посильные к выполнению заданию, а также хвалить за достигнутые результаты. Нельзя критиковать детей, особенно не конструктивно. Дети могут очень болезненно реагировать на критику в дальнейшем будут отказываться от выполнения трудовых заданий, его будут считать лентяем.
Часто родители могут допускать ошибки при осуществлении процесса трудового воспитания. Так, если ребенок хочет помочь в выполнении какого-либо дела, то не стоит отказываться от его помощи, наоборот, необходимо поддержать его инициативу, даже если потом придется переделать что-то или прибрать за ним. Если ребенок проявляет повышенный интерес к определенному типу труда, то нужно постараться создать для него все необходимые условия. Например, если ребенок хочет мыть посуду, а родители бояться, что он может ее разбить, можно доверить ему мытье пластиковой или металлической посуды.