Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гармонический слух

Определение 1

Гармонический слух – это способность одновременно воспринимать множество звуков как единое целое.

Сущность гармонического слуха

Сущность гармонического слуха заключается в том, что он позволяет воспринимать многоголосие. В основе данной способности лежат эмоциональное восприятие и ощущения. Именно поэтому ведущим принципом методики его развития является то, что первоначально явление должно быть услышано и прочувствовано, а уже затем теоретически осмыслено.

Для полноценного развития гармонического слуха, необходимо обращать внимания на то, что процесс развития должен быть направлен на развитие таких сторон звучания многоголосья как: окраска аккорда, фонизм, функциональность аккордов и их созвучность. Только такое совокупное развитие гарантирует полноценность гармонического слуха.

Неверно считать, что восприятие многоголосия дается учащимся с трудом, а многим и вовсе недоступно. Для того, чтобы сделать этот процесс доступнее, необходимо приступать к развитию гармонического слуха как можно раньше.

С детьми раннего возраста следует заниматься накоплением слуховых впечатлений и заполнять «кладовые мозга». Накопленные впечатления будут служить базой для последующего развития гармонического слуха.

В более старшем возрасте, задачей педагога является воспитание направленности внимания на определенные стороны многоголосия. Это позволяет детям понимать гармонию и осмысливать полученные слуховые впечатления.

Способы развития гармонического слуха

Одним из основных способов развития гармонического слуха является проигрывание аккордов и вслушивание в них.

Ощущение красок аккордов и их функциональности довольно сложно для учащихся. Поэтому одна из задач педагога – обращать особенное внимание учащихся на выработку способностей слышать совокупности звуков.

Под совокупностью звуков понимают фоническую окраску аккордов.

«Гармонический слух » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вторым не менее эффективным способом развития гармонического слуха является непосредственное участие в многоголосии, например: хоровое пение, игра в ансамбле.

Однако, в настоящее время данный способ используется крайне редко, так как отечественная система обучения основана на одноголосном хоровом исполнении и одноголосных музыкальных инструментах.

Еще одним эффективным способом развития гармонического слуха является самостоятельное сочинение музыки и различного рода импровизации, например, народные многоголосные музыкальные импровизации. Данный способ используется на уроках сольфеджио, в рамках которого у учащихся развивают способности творить, сочинять, подбирать инструменты.

Таким образом, главной задачей в работе над созданием многоголосия является воспитание у учащихся чувства строя. Решение этой задачи заключается в том, что учащемуся необходимо уметь подстраиваться и находить свое место в хоре или ансамбле. В основе подстройки заложено чувство строя.

Первоначально учащиеся участвуют в одноголосных мелодиях, постепенно переходя к самостоятельному созданию многоголосия. Для этого педагог знакомит их с двухголосным звучанием, учит понимать его красочное богатство.

Практика обучению многоголосию выделяет три разных направления:

  1. Пение канонов, как начало работа над двухголосием. В основе данного направления лежит развитие у учащихся не гармонического, а мелодического слуха.
  2. Воспитание чувства строя посредством использования максимально для этого удобных гармоничных интервалов (терции, секции, трезвучия). Это направление является правильным и наиболее продуктивным, однако он очень сложен и требует предварительной подготовки учащихся.
  3. Изучение многоголосия посредством знакомства с народным пением, которые отличаются естественным голосоведением. Данное направление признано одним из самых методически целесообразных, однако в последнее время оно крайне редко используется в практике.

Дальнейшей работой над развитием у учащихся гармонического слуха направлена на работу с его тремя сторонами:

  • Окраска или фонизм
  • Функциональные связи
  • Голосоведение

Однако данная работа должна строиться на основании учета способностей, возможностей и индивидуальных качеств личности учащегося.

Замечание 1

Задачей педагога на этом этапе является установление той стороны гармонического слуха, которая менее развита у ребенка и «тормозит» его общее развитие. Педагогу необходимо так выстроить образовательный процесс, чтобы преодолеть недостатки и выровнять по развитию все стороны гармонического слуха.

Этапы развития гармонического слуха

Методика работы над развитием гармонического слуха направлена на решение следующих задач:

  1. Формирование умения выработать умение фиксировать внимание на определенной линии голоса или звучания.
  2. Формирование умения мысленно сводить все слышимые звуки разных регистров к максимально тесному расположению и слышать их в одном регистре.

Важным направление в методике развития гармонического слуха является развития восприятия правильной направленности слухового внимания.

Для этого педагог должен соблюдать четкую последовательность этапов обучения, предусматривающую нарастание трудностей:

  • На первом этапе используют средний регистр, учащимся дают понятие консонанс и диссонанс. Применяются аккорды, контрастные интервалы, септаккорды.
  • На втором этапе используется тот же средний регистр, однако работа ведется по определению окраски интервалов и аккордов, в зависимости от их расположения, ширины и созвучий.
  • На третьем этапе применяются все регистры. Работа ведется по определению тоновой величины интервалов, аккордов, септаккордов.

Данные три этап построены с опорой на принцип определения не отдельных связей, а отдельных созвучий. Для того, чтобы ученикам не приходилось каждый раз прибегать к рутинной проверке этапы необходимо чередовать быстро друг за другом.

Важно так же применять примеры для ознакомления, которые по своему содержанию должны быть выразительными, разнообразными, яркими и запоминающимися.

Замечание 2

Развитый гармонический слух предполагает, что человек, владея навыками в определении разных сторон многоголосного звучания, синтезирует их и тем самым может полностью осознать

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot