Понятие и сущность правового воспитания
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры человека, нескольких людей и целого общества.
Правовое воспитание неразрывно связано с правовым образованием, через которое оно и реализуется. Воспитание не может протекать без обучения, а обучением тем или иным образом оказывает воспитательное воздействие. Правовое воспитание выступает способом выразить и передать теоретический правовой материал объекту воспитания.
Цель правового обучения – сформировать теоретическую основу правового сознания и правовой культуры, обеспечить необходимый уровень систематизации знаний о праве, развить правовой интерес, чувства, правовое мышление, формировать научное правовое мировоззрение.
Правовое воспитание не может быть сведено только к правовой информированности. Оно является сложным процессом, связанным с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений главных действующих законов. Важно познакомить индивидов с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, в которых уровень правовой культуры, находится на высокой ступени.
Механизмы, формы и методы правового воспитания
Многие правовые ценности основаны на моральных нормах, а личность усваивает их в ходе осуществления различной социальной практики, посредством иных, не правовых форм и каналов формирования общественного сознания. Но правовым воспитанием предполагается создание и специальный инструментарий, направленные на донесение до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, с их превращением в личные убеждения и внутренний поведенческий ориентир.
Системой правового воспитания охватываются разные категории воспитанников, а также государственные органы, осуществляющие правовоспитательную функцию.
В механизмах правового воспитания выделяют следующие ступени:
- общественное правовое сознание;
- система норм права;
- формы и средства правового воспитания;
- правосознание воспитанников, которое должно быть обогащено идеями, которые включены в общественное правосознание.
Правовая информация – стержневая нить, которая связывает в последовательном порядке все структурные элементы рассматриваемого механизма, придавая этой связи импликативный характер. На уровне первых трех элементов правовая информация – это дескриптивная, то есть оповещающая информация, на уровне четвертого элемента, то есть правосознания воспитуемых, становится, при ее глубоком усвоении она становится информацией прескриптивной, или командной.
Совокупность всех этих четырех элементов делает правовоспитательный механизм устойчивым, стабильным и вместе с этим чрезвычайно гибким и глубоко динамичным. При этом первым и четвертым элементами образуется внутренняя часть рассматриваемого механизма, а вторым и третьим – внешняя, инструментальная часть. Оба звена выполняют самостоятельную роль «передаточного механизма» между общественным и индивидуальным правосознанием.
Общественное правосознание – начальное структурное звено механизма правового воспитания, а правосознание воспитуемых, которое должно быть обогащено и пронизано идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма располагается еще ряд компонентов, без которых не может существовать сложный процесс правового воспитания человека.
Правовое воспитание состоит из следующих элементов:
- субъекты воспитания – организации и специально уполномоченные государством лица, осуществляющие правовоспитательную деятельность;
- объекты воспитания – воспитываемые отдельные граждане или группы населения;
- совокупность правовоспитательных мероприятий, которые осуществляются в определенной форме с использованием специальных правовых средств и методов.
К основным элементам механизма правового воспитания, то есть конкретным способам организации воспитательного процесса относят:
- правовую пропаганду – распространение тех или иных правовых идей и ценностей. Необходимость соблюдать нормы права, где необходимы разнообразные способы агитации;
- правовое обучение – распространенная форма, но не всегда доходит до каждого и в этом плане более действующей считается следующая форма;
- юридическую практику – как бы не велась активная пропаганда, какие бы силы и средства не выделяли, если юридическая практика органов суда, прокуратура, правоохранительных органов должна носить поверхностный характер, то есть не всегда быть точной и справедливой, общество невозможно будет убедить в том, что соблюдать права – это необходимость, причем выгодная с позиции законопослушного гражданина;
- самовоспитание в качестве самой эффективной формы воспитания, опирающейся на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.
В ходе правового воспитания необходимо активно пользоваться всеми имеющимися группами правовоспитательных форм. К ним относятся:
- профессиональное юридическое образование со специальной подготовкой и обучением в высших и средних учебных заведениях юридического профиля;
- правовое воспитание населения – лекции и кинолекции по праву, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации и пр.;
- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами, то есть правовоспитательная работа судов, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и пр.