Инклюзивное образование – это форма организации образовательной деятельности, основанная на совместном обучении детей с нормальным уровнем развития и детей с ограниченными возможностями.
Инклюзия является инновационной формой образовательной работы и требует тщательной проработки. Данная форма образования требует создания специальной среды для полноценного социального и общего развития ребенка с ОВЗ. Это позволяет включить ребенка с особенностями развития в социальное пространство, создать условия, необходимые для его полноценного социального становления.
Инклюзивное образование сталкивается с рядом проблем его реализации. Прежде всего они связаны с правами родителей и педагогов при данной форме работы и их позицией в отношении совместного обучения детей с разными образовательными потребностями.
Стратегия работы с родителями в рамках инклюзивного образования
Родители испытывают ряд страхов и переживаний по поводу обучения своих детей в инклюзивной школе. Эти страхи касаются, как родителей детей с ОВЗ, так и детей с нормальным уровнем развития. Эти страхи связаны со следующими переживаниями:
- Неизвестность. Родители не знают, не понимают, каким образом будет реализовано совместное обучения детей с разными образовательными потребностями, будут ли в полной мере реализованы права их ребенка, уделено внимание его полноценному развитию и пройдет его социализация нормально;
- Принесение ущерба совместного обучения для развития своего ребенка. . Некоторые родители боятся влияния детей другого уровня развития на их собственное чадо. Эти переживания связаны с непониманием устройства инклюзивного образования и особенностей его реализации. Они думают, что педагоги не смогут уделять равное внимание детям с разными потребностями и развитию их ребенка не будет уделено должного внимания;
- Переживания родителей о здоровье своего ребенка. Они связаны с тем, что родители нормальных детей не представляют себе как взаимодействовать с ребенком с ОВЗ, не представляют особенностей его развития и нужд. Им кажется, что взаимодействовать с такими детьми губительно для психического и физического здоровья их ребенка. Родители детей с ОВЗ думают, что дети с нормальным уровнем развития будут унижать ребенка с ОВЗ, высмеивать его недостатки и найти общий язык с нормальными детьми их ребенку, попросту, не удастся.
Исходя из этих переживаний формируется стратегия работы учебного заведения инклюзивного типа с родителями воспитанников. Она включает в себя следующие направления деятельности:
- Информирование родителей. Оно касается детального разъяснения хода образовательного процесса, проведение родительских собраний и индивидуальных встреч с родителями по вопросам их переживаний и страхов, просвещение родителей о необходимости познания их ребенком мира, с наличием в нем людей разного уровня развития и возможностей.
- Партнерская позиция учебного заведения по отношению к родителям. Она проявляется в открытом решении проблемных моментов, обсуждении страхов и переживаний родителей, оказании помощи в решении проблемных моментов обучения и воспитания ребенка.
- Донесение до родителей сведений об успехах и неудачах ребенка. Оно должно быть своевременным и регулярным.
- Совместный выбор действий учебного заведения и родителей при возникновении разного рода сложностей и проблем. Обсуждаются возможные трудности обучения и пути их преодоления. Родители имеют право знать, какие методы воспитательного воздействия будут применены к их ребенку.
- Оказание родителям психологической поддержки. Она необходимо особо чувствительным родителям, которым не помогает просвещение и партнерское взаимодействие.
Родители имеют право на просвещение в области образовательной работы учебного заведения, используемых методах и формах работы, применяемых технологиях и способах решения проблем, возникающих в ходе обучения и развития их ребенка. Более того, независимо от их желания и уровня развития переживаний, требуется их включение в образовательный процесс в качестве активных его участников.
Требования к работе педагога в системе инклюзивного образования
Работа педагога в условиях инклюзии опирается на соблюдение следующих требований:
- Разработка адаптированной образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями. Она формируется совместно с психологом, логопедом и иными специалистами, помогающими учесть уровень психического, физического, эмоционального развития ребенка и возможности усвоения им образовательной информации.
- Проектирование рабочей программы деятельности педагога, с учетом индивидуальных параметров развития детей с особыми образовательными потребностями.
- Приспособление учебных занятий, форм их проведения, а также реализации иной деятельности ребенка, внеурочных форм работы под потребности и возможности отдельных детей.
- Использование специальных учебных пособий, информационных источников для работы с детьми с ОВЗ.
- Применение в работе специального оборудования, технических средств, ориентированных на упрощение обучения детей с ОВЗ.
Следует отметить, что основной миссией педагога в системе инклюзивного образования, является адаптация форм и методов работы, преобразование занятий под особые потребности и возможности детей с теми или иными отклонениями в развитии. Количество детей в инклюзивных классах или группах должно быть нормированным. Эти нормы отличаются от норм формирования обычных классов или дошкольных групп воспитанников. Нормы устанавливаются СанПином.
Таким образом, на педагога возлагается серьезная ответственность и расширяются его функции. Это дает ему право на повышенную оплату труда и дополнительные льготы. При отказе учебного заведения от их предоставления, педагог имеет право отказаться от работы с коллективом учащихся, воспитанников, состав которых включает детей с особыми образовательными потребностями.
Также, педагог для работы в системе инклюзивного образования имеет право на прохождение профессиональной переподготовки и повышения своей квалификации. Это должно быть реализовано один раз в три года.