Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Практикум по совершенствованию технологии педагогического общения

Использование педагогом актуальных средств общения

Определение 1

Педагогическое общение – это разновидность профессионального общения педагога, основанная на использовании комплекса стандартных и специфических средств и методов построения коммуникативного взаимодействия.

Педагогическое общение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Педагогическое общение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагогическое общение имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога. От него зависит успешность его работы и создание положительной атмосферы в учебном коллективе.

Поэтому, успешность педагогического общения обеспечит чувство эмоционального комфорта педагогу и позволит максимально активизировать его профессиональный потенциал.

Успех общения определяется использованием определенных средств. К ним относятся:

  1. Визуальный контакт. Глаза выступает важным органом, который отражает эмоциональный настрой говорящего. Взгляд может быть мягким, твердым, пылающим, выразительным или невыразительным, восхищенным, нежным и т.д. Он демонстрирует собеседнику настрой, говорит о его отношении, демонстрирует то, что он хочет донести собеседнику: гнев, порицание, восхищение, уважение, похвалу и др. Построение положительных взаимоотношений с учащимися требует установления педагогом визуального контакта с ними. Визуальный контакт вызывает у учащихся доверие к педагогу, способствует пониманию ими того, что педагог желает донести.
  2. Психологическое пространство. Расстояние между собеседниками определяет успех диалога. Нельзя вести разговор на длинной дистанции, поскольку это исключает установление эмоциональной связи между собеседниками. Однако, слишком короткое расстояние – менее одного метра, возможно только при общении близких людей. Поэтому, оптимальным расстоянием, на котором педагог может устанавливать контакт с детьми, будет один-два метра. При этом, педагогу важно учитывать индивидуальные особенности конкретного учащегося, чтобы определить комфортное для него психологическое пространство, позволяющее установить положительный контакт с ним.
  3. Использование ролевых позиций в общении. Педагог должен уметь брать на себя разные роли, а также меняться местами с учащимися.
  4. Спокойствие. Общение не должно строится на импульсивных всплесках. Педагог должен сохранять спокойствие при построении общения с учащимися в любых ситуациях.
  5. Интонационный настрой. Интонация, с которой педагог произносит свою речь, определяет его доброжелательный или негативный настрой по отношению к учащимся. Поэтому, необходимо правильно выстраивать свою интонацию в общении с учащимися.
«Практикум по совершенствованию технологии педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагогу необходимо непрерывно совершенствовать свои коммуникативные навыки. Его профессиональная деятельность может привести к эмоциональному выгоранию педагога, а, следовательно, нарушению общения и, неспособности установления положительного взаимодействия.

Технология установления позитивных взаимоотношений

Чтобы поддерживать навыки педагогического общения, педагогу необходимо периодически посещать специальные семинары, позволяющие отработать практические навыки общения.

Технология педагогического общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Технология педагогического общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Технология установления позитивных взаимоотношений между педагогом и детьми, их родителями и педагогическим коллективом основана на использовании ряда методов установления положительного коммуникативного взаимодействия с собеседником. К ним относятся:

  1. Улыбка и доброжелательный взгляд педагога. Педагогу необходимо начинать общение с позитивной нотки. Поэтому, важно улыбнуться и показать, что он настроен доброжелательно. Кроме того, взгляд педагога должен быть внимательным, демонстрирующим свою заинтересованность беседой.
  2. Соблюдение дистанции при общении. Расстояние должно находиться в пределах от одного до двух метров.
  3. Использование только открытых жестов, исключение зажатости: нельзя скрещивать руки на груди, ноги, отворачиваться.
  4. Демонстрация комфортной среды общения. Педагогу необходимо показать, что он расслаблен, чувствует себя уютно в общении, не использовать вызывающую интонацию, не делать резких движений, не использовать агрессивную жестикуляцию.
  5. Применение приема «присоединения». С собеседником/ми требуется найти что-то общее. К примеру, «У меня тоже так получается» или «Я тоже этого не умею, но пытаюсь научиться» и т.д.

Практика педагогического общения предполагает развитие умения проявлять педагогический такт, тестировать уровень развития его коммуникативных навыков и личностных качеств, тренировку профессионального использования внимания, наблюдательности, воображения, совершенствование коммуникативной культуры педагога.

Упражнения семинара по совершенствованию педагогического общения

Практикум педагогического общения проводится путем организации нескольких семинаров продолжительностью 2-2,5 часа. На нем могут быть использованы следующие упражнения:

  1. Упражнение «Приветствие». Оно ориентировано на определение уровня развития коммуникативных навыков педагога в части произнесения монологов. Каждый педагог представляется и произносит еще пару вступительных фраз, которые помогут настроиться учащимся на работу, понять родителям, для чего они тут собрались. Приветствие включает отработку демонстрации доброжелательного настроя педагога. Приветствие можно дополнить представление себя и своих качеств.
  2. Упражнение «Язык телодвижений». Оно ориентировано на отработку навыков правильного понимания жестов и мимики учащихся и выражение своих мыслей, посредством использования различных жестов. Предлагается выполнение различных жестов педагогами и определение другими их смыслового назначения.
  3. Упражнение «Описание учащегося». Оно направлено на профилактику совершения ошибок педагогом при восприятии им учащегося. Педагоги делятся на две группы. Каждой дается задание. Оно содержит фото и характеристики ребенка, которые записываются, а затем произносятся командами. Обе команды описывают одного и того же учащегося, но с двух сторон: положительной и отрицательной. Оно тренирует навыки составления своего мнения об учащемся.
  4. Оценка уровня коммуникабельности педагога при взаимоотношении с родителями. Педагогу дается несколько вопросов, на которые требуется дать простой ответ: да или нет. Ответ «да» дает два очка, а «нет» - о очков. Сумма очков позволяет определить уровень коммуникабельности педагога.
Дата последнего обновления статьи: 16.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot