Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков – это занятие с детьми дошкольного возраста, ориентированное на их физическое развитие, совершенствование их двигательных навыков, укрепление здоровья и повышение работоспособности.
Данные занятия разрабатываются педагогами и имеют конкретное содержание, определяемое целевым назначением занятия, формой его реализации, выбранными методами и средствами.
Понятие двигательных умений и навыков
Двигательные умения и двигательные навыки – это уровень овладения человеком двигательными действиями разного характера.
Данные категории являются едиными и, в то же время, имеют свои отличительные характеристики. Так, двигательные умения характеризуются:
- Неавтоматическим выполнением движений.
- Контролем субъекта движения за его правильным произведением.
- Низкой скоростью выполнения движений.
- Нестабильностью движений.
- Неустойчивостью запоминания выполнения того или иного движения.
- Постепенным переходом умения в навыки, при их отработке и освоении всех нюансов выполнения.
Таким образом, двигательные умения постепенно становятся двигательными навыками. Если двигательные умения будут многократно повторяться, то они станут привычкой и приобретут автоматический характер выполнения и статус двигательного навыка.
Двигательные навыки характеризуются:
- Автоматическим выполнение движений.
- Объединением движений в единый целостный механизм.
- Быстротой совершения движений.
- Устойчивостью двигательных действий.
- Устойчивым запоминанием основ выполнения двигательного действия.
Двигательные умения развиваются постепенно и перерастают в двигательные навыки, которые необходимы для автоматизации движений индивида и освоении техники выполнения сложных движений, которые необходимы в различных видах спорта, при использовании спортивного оборудования и т.д.
Стадии формирования двигательных навыков дошкольников
Формирование двигательных навыков реализуется в три стадии:
- Развитие двигательного умения. Дети знакомятся с новыми движениями, осваивают их выполнение.
- Освоение правильности выполнения движений. Эта стадия занимает большой временной промежуток, в течении которого, детям предлагаются различные упражнение, ориентированные на усвоение правильности выполнения какого-то двигательного действия и формирование устойчивого двигательного умения.
- Стабилизация двигательного навыка. Двигательное умение доводится до автоматизма системой многократного повторения данного движения и переходит в стабильный двигательный навык, характеризующий произвольностью, спокойным темпом, свободой выполнения двигательного действия.
Обучение дошкольников двигательным навыкам начинается с разучивания двигательных действий. Дети изучают движения постепенно, усложняя их и совершенствуя выполнение. Затем, движения отрабатываются, повторяются, совершенствуются в выполнении, а затем, закрепляются и происходит их свободное использование в любых условиях и обстоятельствах.
Гимнастика как форма практикума по совершенствованию двигательных навыков дошкольников
Чтобы совершенствовать двигательные навыки дошкольника в том или ином направлении, актуально использование различных видов гимнастики. Гимнастические упражнения позволяют развить эластичность мышц детей и сделать выполнение движений более плавным, красивым и точным.
Практикум, основанный на гимнастике, может быть представлен в виде совокупности следующих разделов:
- Целевое назначение занятия: совершенствование двигательных навыков детей и заряд бодрости на весь день.
- Задачи проведения занятия: умственное, физическое, нравственное воспитание дошкольников; развитие гибкости, ловкости, быстроты движений; укрепление здоровья; создания условий для дальнейшего освоения сложных движений.
- Тип занятия. Занятия могут проводится в виде утренней зарядки или зарядки после дневного сна, а также игровых упражнений на прогулке.
- Форма занятия: занятия могут быть проведены в виде игровой гимнастики или традиционной гимнастики, выполнения ритмических упражнений, применения спортивных тренажеров, проведения пробежек, соревнований на преодоление препятствий.
- Продолжительность занятия определяется возрастом дошкольников. В младшей группе занятия проводятся в течение пяти минут при выполнении не более трех упражнений. В средней группе, время повышается до 10 минут, а количество упражнений до пяти. В старшей группе можно проводить 15-ти и 20-ти минутные упражнения. Их количество может доходить до 10.
- Используемое оборудование. На занятии и может быть применено гимнастическое оборудование: мячи, резинки, палки, обручи. Это сделает занятие более увлекательным для детей и будет мотивировать их к расширению и углублению своих двигательных способностей.
- Структура гимнастического занятия. Занятие начинается с вводной части, которое включает в себя привлечение детей к двигательным действиям и разогрев. В качестве разогрева применяется ходьба разных типов, выполнение бега на месте или (при проведении на улице) бега на местности. На вводную часть отводится 3-4 минуты занятия. В основной части занятия используются упражнения на разные группы мышц: рук, ног, туловища, плечевого пояса, пресса. Также, проводится дыхательная гимнастика и упражнения на растяжку. В заключении занятия проводятся упражнения на расслабление или включаются игровые действия в виде хороводов, пения песен с элементами танцев.
Практикум по проведению подвижных игр
Подвижные игры ориентированы на развитие ловкости и выносливости, быстроты движений. Они способствуют формированию различных двигательных умений дошкольников и помогают совершенствовать двигательные навыки детей.
Практикум по проведению подвижных игр может быть реализован в форме утренней гимнастики, включения игровой деятельности в прогулку, физкультминуток на образовательном занятии.
В ходе практикума используются разнообразные игры, которые подбираются в соответствии с возрастными особенностями развития конкретной группы.
Так, в младшей группе применяются следующие игры:
- Матрешки: дети качаются из стороны в сторону, поют песенку и выполняют упражнения руками;
- Ванька-встанька: выполнение прыжков, приседаний, хлопков.
В средней группе актуально использование игр в ладошки, «наши ручки». Они связаны с выполнение различных движений руками под песенку.
В старшей группе применяются более сложные игры, которые имеют правила. Дети выполняют какие-то действия головой руками, ногами, поворачиваются в соответствии с определенными правилами. Например, сначала идет поворот вправо, а потом влево, голова наклоняется и только потом поворачивается или наоборот.