Сущность и значение педагогической практики в школе
Педагогическая практика – это форма практической подготовки студентов педагогических специальностей, ориентированная на погружение будущего педагога в реальную профессиональную деятельность.
Педагогическая практика в школе организуется на завершающем этапе обучения студентов высших учебных заведений педагогического факультета. Она ориентирована на:
- Совершенствование теоретической базы студента.
- Совершенствование педагогического и методологического мастерства.
- Освоение основ классного руководства.
- Ознакомление с воспитательным процессом школы.
- Формирование навыков реальной профессиональной деятельности на разных этапах школьного обучения.
- Профессиональный рост и развитие будущего педагога.
- Изучение логики профессиональной деятельности педагога школы.
Таким образом, практика в школе является важным звеном профессиональной подготовки педагогов. Благодаря ей они получают представление о сущности работы педагога, его профессиональной роли и профессиональной ответственности.
Кроме того, практика в школе является способом переподготовки педагогических кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства.
Целевое назначение педагогической практики в школе
Педагогическая практика в школе нацелена на систематизацию знаний студентов, полученных при изучении педагогики, психологии и иных дисциплин, необходимых для реализации реальной педагогической работы в разных направлениях педагогической деятельности.
В ходе практики происходит формирование профессиональных умений будущего педагога и формируются основы его методических разработок.
Задачами практики студента в школе являются:
- Формирование полноценных представлений о работе учителя и роли классного руководителя;
- Ознакомление с основами школьного планирования работы педагога;
- Закрепление теоретических знаний, полученных в ходе познания основных дисциплин по конкретной специальности;
- Изучение основ общеобразовательной деятельности, организационных аспектов работы в школе и условиями реализации педагогического процесса;
- Освоение основ построения взаимоотношений с учащимися в учебное и внеурочное время;
- Получение навыков выполнения практической преподавательской деятельности учителя школы: методы и приемы организации учебного занятия, работа с документацией, проведение анализа учебно-воспитательной работы, организация внеурочной деятельности;
- Развитие интереса к профессиональной деятельности учителя школы;
- Формирование мотивации к педагогической деятельности, повышению своего профессионального мастерства;
- Развитие основ профессиональной ответственности педагога.
Педагогическая практика в школе помогает студенту понять сущность работы педагога школы и изучить формы и методы педагогической деятельности в среднем общеобразовательном учебном заведении. У студентов формируются навыки ведения занятий по разным учебным дисциплинам, а у профильных педагогов происходит совершенствование профессионального мастерства, через изучение новых форм и методов организации учебно-воспитательной работы, изучение методических инновационных разработок.
Содержание практики в школе
Педагогическая практика в школе предполагает участие практиканта в работе учителя-предметника, выполнение функций классного руководителя, организацию внеурочной работы, ведение дополнительных занятий, реализацию кружковой деятельности, а также проведение работы с родителями, установление взаимодействия с педагогическим коллективом и сторонними организациями, связанными с работой школы и деятельностью учителя. В этих направлениях деятельности и состоит содержание практики в школе.
Суть практической деятельности студента состоит в том, что он должен попробовать свои силы в разных направлениях деятельности учителями, попробовать реализовать свои теоретические знания не только в преподавании, но и в воспитании, проведении методической работы и организации различных школьных мероприятий. Это повышает уровень профессионального мастерства будущего педагога и формирует из него полноценного специалиста образовательной деятельности.
В ходе практики в школе происходит проявление студентом своих знаний в области психологии, педагогики, методических аспектов деятельности и возможностей использования творческого подхода в работе.
На практики в школе происходит:
- Наблюдение студентом за ведением учебно-воспитательной работы педагогами-предметниками и работой классного руководителя.
- Освоение основ подготовки и организации учебного занятия: планирование, прогнозирование, реализация различных уроков.
- Изучение особенностей использования методов и форм организации образовательной деятельности на конкретном этапе обучения, в преподавании конкретного предмета и во внеурочной деятельности.
- Исследование организации коллективной деятельности учащихся на разных этапах обучения, разных уроках и разных этапах учебного занятия.
- Изучение воспитательных целей и задач деятельности педагога школы.
- Контроль за работой учащихся на уроке, учебной нагрузкой.
- Самостоятельная разработка планов проведения отдельных учебных занятий.
- Самостоятельное проведение отдельных учебных занятий.
- Проведение анализа своей педагогической работы и оценка деятельности учащихся в ее ходе.
- Освоение методических приемов, применяемых в работе учителя школы, ориентированных на повышение познавательной активности учащихся, развитие основ коллективного и индивидуального творчества.
- Освоение основ организации деятельности учащихся на уроке.
Педагогическая практика в школе помогает углубить знания студентов в конкретной области педагогики и формирует основы их практического использовании в организации обучения и воспитания учащихся.