Производственное обучение – это получение знаний и навыков по направлению избранной профессиональной деятельности.
Такое обучение связано с теоретическим и практическим ознакомлением учащихся с ходом производственной деятельности в конкретной области. Оно демонстрирует учащимся реалии трудового процесса, знакомит с операциями, которые они будут выполнять в его ходе, способами их совершения.
Практическое производственное обучение имеет определенные особенности, содержание и условия организации.
Особенности процесса практического производственного обучения
Являясь частью учебного процесса, производственное обучение имеет свою специфику. Особенностями данного обучения являются:
- Ориентация учащихся на конкретную профессиональную область, что обуславливает особенности организации обучения и мотивацию учащихся к его прохождению;
- Связь учебной деятельности с производительным трудом учащихся т.е. учебный процесс имеет прикладную направленность: учащиеся учатся применять свои теоретические знания в производстве, в практической профессиональной деятельности, подстраивать их под нее, разрешая разные задачи. Это формирует профессиональное мышление будущего специалиста;
- Комплексная подготовка учащихся. Учащиеся получают профессиональную подготовку и общие знания, необходимые в разных сферах жизнедеятельности;
- Приоритет формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в ходе обучения. Профессиональные знания уходят на второй план, а навыки профессиональной деятельности занимают ведущую позицию в обучении;
- Высокие требования к педагогу, занимающемуся производственным обучением;
- Реализация части учебного процесса в специально организованных условиях: в условиях реального производства и смоделированных условиях-лабораториях, мастерских, на тренажерах;
- Наличие реального оборудования. В ходе обучения применяется производственное оборудование, характерное для конкретной профессиональной области;
- Разделение процесса обучения на определенные периоды, каждый из которых характеризуется особыми формами, методами и средствами.
В ходе производственного обучения выделяют следующие периоды:
- Вводный период. Он связан со знакомством с содержанием профессиональной деятельности, условиями обучения, требованиями, правилами.
- Подготовительный период. На нем происходит изучение основ будущей профессии и знакомство с трудовыми операциями.
- Освоение профессии. В это период происходит непосредственная производственная практика учащихся, обучение профессиональной деятельности в реальных или смоделированных условиях.
- Заключительный период. Он связан с закреплением производственных навыков и совершенствованием профессионального мастерства. Учащиеся выполняют разнообразные производственные работы, отвечающие их специализации по степени сложности и профессиональным требованиям, утвержденным ФГОС.
Содержание производственного обучения
Производственное обучение является профессиональной подготовкой будущих специалистов конкретной профессии.
Содержание производственного обучения включает в себя два блока:
- Общетехнический цикл дисциплин теоретической ориентации. Он включает в себя теорию профессионального обучения по конкретному направлению профессиональной деятельности.
- Профессиональный цикл. В него входят дисциплины профессиональной направленности и производственное практическое обучение.
Такое содержание производственного обучение ориентировано на подготовку квалифицированных специалистов, способных выполнять производственные операции в реалиях научно-технического прогресса, подстраиваться под меняющиеся производственные условия, использовать творческий подход к организации своего труда, планировать свою деятельность, оценивать и контролировать ее результаты.
В основе определения содержания производственного практического обучения лежит мониторинг деятельности квалифицированного рабочего конкретной профессиональной области и уровня его квалификации. Так, современный квалифицированный рабочий должен владеть навыками планирования трудового процесса, его подготовки, реализации, посредством овладения необходимыми трудовыми операциями, контролем исполнения работы и навыками обслуживания трудовой деятельности.
Таким образом, содержанием практического производственного обучения является развитие у учащихся навыков реализации производственной деятельности, включающей трудовые операции, связанные с ее планированием, подготовкой, реализацией, контролем и обслуживанием.
Формы и методы реализации производственного обучения
Производственное обучение, как и весь учебный процесс, реализуется в урочной форме. Отличием является применение смоделированных производственных условий на занятии или проведение уроков в реальных производственных условиях.
На уроках происходит ознакомление учащихся с трудовым процессом и трудовыми операциями, осуществляется выполнение разных учебно-производственных упражнений, отвечающих теме и целевому назначению урока.
Деятельность учащихся на уроках производственного обучения реализуется в форме:
- Индивидуальной работы.
- Фронтальной работы.
- Бригадной работы.
Фронтальная работа связана с проведением уроков в реальных производственных условиях, организацией экскурсий на производство.
На уроках производственного обучения применяются в основном практические методы обучения.
Рисунок 1. Методы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Это обусловлено спецификой данного вида обучения. Можно выделить две основные группы методов, применяемых на уроках производственного обучения:
- Репродуктивные методы. Они связаны с выполнением учащимися трудовых операций по образцу т.е. педагогом демонстрируется их выполнение, разъясняются правила, дается инструкция. Учащиеся повторяют выполнение операции самостоятельно.
- Проблемно-поисковые методы. Такие методы работы носят творческий характер деятельности учащихся. Учащимся не дается готовых шаблонов выполнения задания, совершения конкретной трудовой операции, решения производственной задачи. Им необходимо отыскать его самостоятельно и применить на практике, оценив его продуктивность. Такие методы дают возможности полноценного и осознанного закрепления материала, более осмысленные знания и навыки деятельности, а также развивают навыки самостоятельной профессиональной деятельности.
Рисунок 2. Методы практического обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ