Понятие о методах и приемах обучения
Метод обучения – это способ взаимодействия учителя с учащимися, в результате которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Приемы обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Каждый из методов обучения состоит из обучающей работы учителя и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть педагог сам объясняет материал и стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учеников. Либо же не объясняет новый материал самостоятельно, а проводит вступительную беседу, подготавливая детей в будущей учебной деятельности, предлагая им самостоятельно осмыслить и усвоить материал по учебнику.
Игровые методы и приемы обучения
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они стимулируют повышенный интерес у детей, положительные эмоции, помогают сосредотачивать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личностной целью. Решение учебной задачи в процессе игровой деятельности предполагает меньшие затраты нервной энергии и минимальные волевые усилия.
Также игровые методы дают возможность направлять не только умственную, но и моторную активность детей. Моторная активность помогает образовывать богатые ассоциативные связи, чем облегчается усвоение знаний и умений. В игровых ситуациях все познавательные процессы в сознании детей протекают быстрее и точнее.
Игровым методам и приемам характерен ряд признаков:
- перенос учебного действия в условный план, заданный некоторой системой правил или сценарием;
- ребенок должен полностью войти в игровую ситуацию, то есть педагогу необходимо отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний и порицаний.
Выделяют различные игровые приемы и методы. Наиболее распространена дидактическая игра, выполняющая в процессе обучения 2 функции:
- совершенствование и закрепление знаний, когда ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в котором усвоил их, а преобразовывает их, оперирует ими в зависимости от игровой ситуации;
- усвоение знаний и умений разного содержания.
Воображаемая ситуация в развернутом виде включает роли, игровые действия, соответствующее игровое оборудование.
Для повышения активности детей на занятии применяют такой игровой прием как внезапное появление нового объекта, игрушки, выполнение воспитателем того или иного игрового действия. Удивление – пролог любого познания.
Большой эмоциональный отклик вызывают занятия, на которых проходят инсценировки небольших рассказов, стихов, разыгрываются бытовые сценки и отрабатываются элементы драматизации.
Практические методы и приемы обучения
В работе с дошкольниками, у которых идет формирование первоначальных представлений об окружающем мире, недостаточно просто прочитать или рассказать материал, необходимо демонстрировать сами предметы или их изображения. Постепенно, с накоплением детьми опыта, объем наглядных пособий может становиться меньше, так как у них развивается умение понимать учебный материал, излагаемый в основном в словесной форме.
Практические методы и приемы в детском саду способствуют более глубокому познанию дошкольниками окружающей действительности. Их применение позволяет ребенку самостоятельно, через осуществление практических действий с предметами, определять основные их свойства и характеристики, устанавливать взаимосвязь между ними и понимать принцип их действий.
Практическими методами обеспечивается более высокая степень усвоения знаний, по сравнению с любыми другими дидактическими приемами. Ребенок лучше запомнит, что лимон кислый, если попробует его съесть.
Упражнения – это многократно повторяемое действие, практическое или умственное, определенного содержания. При выполнении упражнений идет формирование устойчивых навыков или умений. Выделяют несколько видов упражнений:
- подражательные упражнения, обозначающие действия в соответствии с заданным образцом. Их используют в процессе отработки правильной артикуляции, чтобы формировать культурно-гигиенические навыки и пр.;
- конструктивные упражнения – включают реализацию задач, аналогичных тем, которые выполнялись ребенком под руководством воспитателя. Эту группу упражнений также называют тренировочными. Они нужны, чтобы освоить, например, двигательные навыки;
- творческие упражнения, которые предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основании интерпретации или новых сочетаний уже имеющихся у него умений. Например, обладая навыками работы с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции предмет.
Система применения метода упражнений должна выстраиваться на основании принципа постепенного усложнения условий их выполнения.
Эксперимент. Для дошкольников подходят только наиболее простые опыты и эксперименты, помогающие детям получать новые знания об окружающем мире. В процессе эксперимента дошкольники могут оказывать влияние на объекты, узнавая их свойства и демонстрируя взаимосвязь с другими предметами.
Наиболее эффективный прием – организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать ребенку такие задания:
- определять какой предмет утонет, а какой нет;
- превратить снег в воду;
- проведение опытов с глиной;
- выяснение свойства воска или парафина – таять и пр.
Данный метод позволяет воспитателю сформировать у детей наглядно-действенное мышление.
Моделирование базируется на принципе замещения реального объекта каким-либо символом, изображением или знаком. В детском саду используют предметные модели, то есть игрушки и предметы-заместители, а также предметно-схематические, например, в процессе работы с календарем природы.
Использование данного метода помогает развивать умение сопоставлять, абстрагироваться и обобщать существенные признаки.