Познавательные психические процессы – это процессы, связанные с восприятием и переработкой информации
К основным познавательным психическим процессам относятся:
- Воображение;
- Память;
- Внимание;
- Восприятие;
- Мышление;
- Ощущение.
Каждый из данных процессов отвечает за определенную сторону познавательного развития. Его полноценность и функциональность обусловлена их комплексным развитием и соотношением с обучением. Поэтому, в основе дошкольного обучения и составления программ дошкольного образования лежат познавательные психические процессы.
Рисунок 1. Познавательные психические процессы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности развития познавательной сферы дошкольников
Познавательные способности ребенка дошкольного возраста формируются постепенно. имеется место поэтапному формированию основ познавательной деятельности, становления каждого процесса познания.
Первоначально, все познавательные процессы дошкольника находятся в стадии непроизвольного развития. Это означает, что ребенок исследует окружающий мир только с позиции своего интереса к нему т.е. его внимание обращается только на то, что его привлекло, что отвечает его интересам, в памяти сохраняются только значимые объекты, процессы и явления, мышление начинает работать только в отношение того, что вызвало интерес и т.д.
В этой связи, развитие познавательной сферы дошкольника характеризуется следующими особенностями:
- Ориентация на развитие произвольности. Необходимо научить дошкольника контролировать свою познавательную сферу, управлять ее аспектами.
- Постепенный переход к познанию мира во всем его многообразии, независимо от воздействия его аспектов на познавательную сферу т.е. привлекательность для ребенка или непривлекательность.
- Развитие волевых качеств личности дошкольника.
- Развитие основ любознательности, как фактора активизации познавательных психических процессов.
Рисунок 2. Особенности познавательного развития дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый психический процесс имеет свои особенности развития в дошкольном возрасте. Исходя из них, формируется порядок организации дошкольного обучения и воспитания.
Развитие внимания дошкольников
Внимание является психическим процессом, основанном на концентрации сознания на конкретном объекте или процессе.
Внимание детей дошкольного возраста характеризуется непроизвольностью т.е. оно формируется на основе сосредоточения сознания на тех объектах и процессах окружающего мира, которые привлекли ребенка, заинтересовали его. Он обращает внимание только на то, что ему интересно и сохраняет внимание на этом до тех пор, пока его интерес не угас. Переключение внимания на дугой объект возможно только тогда, когда интерес вызвал данный объект.
В зависимости от возрастного этапа развития дошкольника, внимание имеет свои особенности развития:
- Младший дошкольный возраст. В этот период активно развито непроизвольное внимание. Дети могут играть в одну игру в течение получаса. Они быстро теряют интерес к одному виду деятельности.
- Средний дошкольный возраст. С четырех-пяти лет начинается развитие произвольного внимания. Ребенок может осознанно направлять внимание на конкретные объекты и удерживать его в течение непродолжительного времени.
- Старший дошкольный возраст. Он связан с формированием устойчивого внимания к тем объектам, которые вызывают у них познавательную заинтересованность.
Таким образом, со среднего дошкольного возраста уделяется внимание развитию произвольного внимания детей, посредством продуктивной, игровой деятельности, ее вариативности и частой смене видов.
Развитие мышления дошкольников
Мышление является способом опосредованного отражения окружающей действительности.
Мышление формируется в конце первого года жизни ребенка. Оно развивается постепенно.
Так, в младшем дошкольном возрасте наблюдается преобладание наглядно-действенного мышления и формирование аналитических навыков.
В среднем дошкольном возрасте активизируется наглядно-образное мышление, позволяющее совершать различные умственные операции: решать задачи, анализировать ситуации и др.
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие задатков логического мышления. Начинают закладываться основы формулирования выводов и умозаключений.
Развитие восприятия дошкольников
Восприятие является способом чувственного познания. Оно связано с отражением в сознании объектов и процессов через их воздействия на органы чувств.
Восприятие дошкольника занимает приоритетную позицию среди познавательных психических процессов. Именно посредством восприятия, ребенок изучает окружающий мир. Оно имеет свои особенности развития в разные этапы дошкольного детства:
- Младший дошкольный возраст характеризуется предметным характером восприятия. Это означает, что ребенок воспринимает предметы окружающего мира, без акцента на их свойствах.
- Средний дошкольный возраст характеризуется развитием осознанного восприятия, связанного с выделением свойств и признаков объектов, их детализацией анализом.
- Старший дошкольный возраст характеризуется переходом восприятия к детальному виду т.е. ребенок воспринимает не объекты, а их отдельные свойства, отделяя их от объекта и придает им системный характер. Также, происходит детализация объекта т.е. его разделение на части и наоборот сбор целостного объекта из частей.
В этот период, важно уделить внимание актуализации познавательного восприятия.
Развитие памяти дошкольников
Память является психическим процессом, отражающим восприятие, обработку и сохранение информации о чем-либо.
Память начинает свое развитие с образной формы т.е. ребенок сохраняет в сознании образы объектов и процессов и воспроизводит их.
Что касается особенностей ее формирования, то в младшем школьном возрасте развита непроизвольная память. Ее функционирование сходно с непроизвольным вниманием т.е. ребенок запоминает что-то неосознанно. Он запоминает интересное и желанное.
В среднем дошкольном возрасте активизируется периодическое запоминание чего-то т.е. начинает развиваться произвольная память.
В старшем дошкольном возрасте развивается произвольная память, как слуховой, так и визуальной направленности. Она ориентирована на запоминание чего-то и носит осознанный характер.