Социокультурный подход к обучению иностранному языку
Социокультурная компетенция – это умение строить собственное речевое поведение в соответствии со знаниями национальных и культурных особенностей страны, язык которой изучает человек.
Социокультурные компетенции включают в себя правила речевого и неречевого поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Формирование данных компетенций осуществляется в рамках социокультурного подхода при изучении определенного иностранного языка.
Основные положения формирования социокультурных компетенций средствами искусства, при обучении иностранному языку:
- Обязательное предварительное ознакомление с социокультурным контекстом, посредством использования иностранного искусства и создания национальной культурной атмосферы.
- Гуманизация и культурологическая социологизация изучаемого иностранного языка.
- Развитие у учащихся необходимого самосознания, как носителя определенных социокультурных и национальных ценностей.
- Формирование умений и навыков ориентирования в языковой и социокультурной среде.
- Изучение не только иностранного языка, но и ознакомление с культурой, историей и традициями страны, понимание ее значимости в развитии мировой культуры.
- Использование в образовательном процессе разнообразных проблемных социокультурных заданий (познавательные, поисковые, исследовательские и т.д.).
- Опора на дидактический языковой материал, который предполагает усвоение не только иностранного языка, но и особенностей иностранной культуры.
Таким образом, значимость развития социокультурных компетенций в процессе изучения иностранного языка очень велика. Именно поэтому в процессе обучения необходимо в первую очередь опираться на использование социокультурного подхода.
Содержание обучения иностранному языку как средства формирования социокультурной компетенции
Формирование социокультурных компетенций в процессе изучения иностранного языка находится в тесной взаимосвязи с главными образовательными целями: развивающей, практической и воспитательной. Наиболее значимой из данных задач является воспитательная, так как она направлена на формирование у учащихся патриотизма и интернационализма. В процессе обучения иностранному языку, происходит не только освоение языковых норм, но и формирование культуры мира. Большое значение для формирования и последующего повышения социокультурной компетенции имеет изучение культурного наследия той страны, язык которой изучается.
Формирование и повышение социокультурной компетенции средствами искусства при обучении иностранному языку включает в себя:
- Формирование основных знаний и представлений о стране изучаемого языка (географическое положение, традиции, культурное наследие страны, менталитет и т.д.).
- Формирование и развитие умения соотносить родную и иноязычную культуры, адекватно воспринимать различия, быть гибким и толерантным по отношению к культурным и национальным особенностям.
- Воспитание у каждого учащегося готовности общаться и сотрудничать с иностранцами, в культурной среде, без проявления предвзятости. Формирование чувства толерантности, социокультурного и речевого такта в общении.
Таким образом, социокультурные компетенции включают три основных блока знаний: культурологические знания, лингвастрановедческие знания и социально-психологические знания.
Формирование и повышение социокультурных компетенции средствами искусства в процессе изучения иностранного языка зависит от ступени (уровня) обучения:
- Младшая ступень обучения (в школе – это 5-6 классы) – включает в себя такие формы работы с детьми, как имитация иностранных традиций, ситуаций общения, праздников и мероприятий. Все это направлено на формирование основы социокультурной компетенции.
- Средняя ступень обучения (7-9 класс, подростки) – на первый план, в силу психических особенностей возраста, выходит непосредственное общение со сверстниками, в связи с чем, в изучение иностранного языка включают такие приемы как переписка на иностранном языке, в том числе и в мессенджерах, участие в форумах с носителями языка, организованные тренинги, игры и т.д.
- Старшая ступень обучения – приоритетным направлением обучения становится личностное и профессиональное самоопределение, в связи с чем, большую популярность приобретают исследовательские типы работ. Задачей педагога становится не просто передача учащимся языковых знаний, а формирование творческой и думающей личности.
Общедидактические принципы формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку
Процесс формирования и повышения социокультурных компетенции, в рамках изучения иностранного языка, подразумевает опору на ряд общедидактических принципов:
- Принцип осознанности – каждый учащийся должен подходить к процессу овладения иностранным языком осознанно, понимать для чего он его изучает, где им могут быть применены полученные знания. Кроме осознанности получения непосредственно языковых знаний, ученики должны понимать значимость овладения культурой той страны, чей язык они изучают, ее традициями, историей и т.д.
- Принцип учета родного языка – данный принцип предполагает опору на родной язык, его специфику и особенности, при изучении иностранного языка. Родной язык выступает в качестве помощника для педагога и учащихся. Однако его использование должно быть дозированным и ни в коем случае не заменять собой использование иностранного языка в образовательном процессе.
- Принцип наглядности – особенно актуален на начальных этапах изучения иностранного языка. Рациональным является использование разнообразных наглядностей, таких как вербальные, иллюстративные, а также некоторые жесты. Использование наглядностей способствует учащимся лучше воспринимать образовательную ситуацию и упрощает процесс освоение иностранного языка.
Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат чтение, прослушивание, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности.