Применение трудовых поручений в организации труда дошкольника
Трудовое поручение – это форма организации трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста, представленная в виде конкретного задания, которое ребенку необходимо выполнить самому или при взаимодействии с другими детьми.
Трудовые поручения выступают в виде требований, обязывающих ребенка выполнить какое-то задание трудового характера. Поручения помогают в решении различных воспитательных задач. Они ориентированы на развитие трудовой деятельности ребенка, а также воспитание нравственных, эстетических, физических и интеллектуальных свойств подрастающей личности.
Трудовая деятельность имеет важное значение в воспитании ребенка дошкольного возраста. Она способствует гармоничному и всестороннему развитию личности, на что в настоящее время ориентирована система образования. Кроме того, трудовая деятельность помогает в раскрытии творческого потенциала личности и развивает ее умственные способности.
Трудовое воспитание развивает у ребенка уважение к труду, активизирует его стремление заниматься трудовой деятельностью, трудиться на благо общества. Ребенок должен с детства осознать значимость труда для себя, своих близких и общества в целом.
Трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста реализуется в трех основных формах:
- Трудовые поручения.
- Дежурства.
- Трудовая деятельность в детском коллективе.
Трудовые поручения являются самой простой формой организации трудовой деятельности дошкольника. Их начинают давать детям с полутора годовалого – двухлетнего возраста. В это время, поручения являются индивидуальными и рассчитаны на быстрое выполнение. Длительные поручения, требующие приложения большого количества усилий умственного и физического характера нецелесообразны в этот период развития. Далее, по мере развития ребенка, трудовые поручения усложняются, приобретая более длительный характер.
При нахождении ребенка в дошкольном образовательном заведении, он сталкивается с большим разнообразием трудовых поручений. Это позволяет развить у ребенка интерес к трудовой деятельности, увлекает его и позволяет развиваться в трудовом направлении деятельности.
Трудовые поручения выполняют воспитательную и развивающую функции. Они успешно реализуются при оптимальном руководстве педагога трудовой деятельностью дошкольников.
Организация трудовых поручений может иметь индивидуальный и коллективный характер. Коллективные трудовые поручения воспитывают чувство коллективизма, помогают детям строить социальные взаимоотношения и взаимодействие, воспитывают трудолюбие и ответственность. Коллективные поручения хороши тем, что они помогают ребенку осознать значимость выполнения своего поручения и несение за него ответственности. Ведь, если ребенок не выполнит свою часть задания, то поручение не будет выполнено и пострадает весь коллектив.
Трудовые поручения должны даваться детям регулярно, только в этом случае от них будет эффект в трудовом воспитании.
Особенности трудовых поручений
Трудовые поручения имеют свои особенности:
- Трудовое поручение дается взрослым ребенку. В дошкольном возрасте, дети способны к выполнению заданий, исходящих от взрослого;
- Любое поручение имеет конкретное целевое назначение и задачи, которые необходимо разрешить за счет его выполнения;
- Трудовые поручения имеют четко установленную ориентацию на достижение конкретного результата деятельности;
- Трудовые поручения легко поддаются контролю за их выполнением и координации действий ребенка, в ходе выполнения поручения;
- Трудовые поручения развивают у детей навыки доведения начатого дела до конца;
- Трудовые поручения содержат требовательный компонент, что развивает целенаправленность действий у ребенка;
- Трудовые поручения развивают деловую обстановку в детском коллективе и развивают трудовую направленность их жизнедеятельности.
Организация трудовых поручений в среднем дошкольном возрасте
Организация трудовых поручений в среднем дошкольном возрасте нацелена на развитие у ребенка привычки к трудовой деятельности с приложением некоторого усилия.
Достижение поставленной цели реализуется посредством усложнения трудовых заданий, углубления их содержания. Трудовые поручения увеличиваются, становятся более интересными и разнообразными. Они уже не носят только краткосрочный характер, а могут быть ориентированы на длительное выполнение какого-то задания.
В средней группе педагог ориентируется на составлении трудовых поручений таким образом, чтобы они носили систематический характер и вовлекали всех детей в трудовую деятельность.
Педагог, по-прежнему, может давать индивидуальные поручения детям, чтобы закрепить их трудовые навыки, но в основном, переходит к коллективным трудовым поручениям.
Основными трудовыми поручениями детей средней группы дошкольного образовательного заведения являются:
- Уборка помещения – протирка столов и стульев, мытье пола;
- Уборка игрушек по местам;
- Поливка комнатных растений;
- Уборка вещей в шкафах;
- Расстановка мебели и раздача какого-либо материала для занятий;
- Стирка кукольного белья;
- Уборка территории детского сада. Например, сбор листьев.
В среднем дошкольном возрасте особая роль отводится поручениям, которые носят отсроченный характер. Например, ребенку можно поручить посадить какое-то растение, найти дома какой-то материал, узнать у родителей семейную историю, нарисовать картину конкретного содержания и т. д.
Также, детям даются задания, имеющие общественный характер. К примеру, можно поручить ребенку помочь педагогу в сборе учебного материала, подготовке кабинета к занятию, заправке кроватей после сна, либо, помочь детям, более младшего возраста в выполнении ими какого-то задания.
К выполнению поручений детей необходимо активно привлекать. Не всегда дети заинтересованы прерывать свою игру, чтобы выполнить задание педагога. Существует несколько основных приемов привлечения ребенка среднего дошкольного возраста к выполнению различных поручения:
- Создание игровых ситуаций. Поручения будут эффективными, и дети захотят их выполнять, и даже, будут делать это с огромным удовольствием, если задание представлено в игровой форме;
- Собственный пример педагога. Дети любят копировать поведение взрослых. Поэтому, необходимо начинать выполнять задание самому;
- Просьба оказать помощь кому-то. Ребенок должен чувствовать свою важность и нужность.