Имидж и профессионализм учителя
Профессионализм учителя – это качественная характеристика, которая состоит из совокупности фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, а также личностных и профессионально-значимых качеств, культуры и мастерства педагога, а также его готовности постоянно самосовершенствоваться.
Имидж учителя – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, а также в массовом сознании.
Чтобы успешно внедрять в практику различные инновации, реализовывать их в новых условиях, учителю необходимо обладать должным уровнем профессиональной компетентности и профессионализмом.
Профессионализм и профессиональная компетентность в последние годы превратились в предмет пристального внимания психологов.
Учитель, готовый осуществлять профессиональную деятельность в условиях реализации ФГОС, должен системно и на высоком уровне овладевать принципиально новыми по своей сути компетенциями, которые позволят ему выстраивать учебную работу с самыми разными детьми.
Современная школа нуждается в компетентных, инициативных, творческих учителях, открытых всему новому, понимающих детскую психологию и особенности развития школьников, а также хорошо знающих свой предмет.
Специалисты выделяют три типа психологических портретов учителей:
- те, которые чувствуют настоящий момент и могут легко адаптироваться к обстановке, нацелены на принятие решений;
- те, которым свойственны опора на прошлое, способность действовать в рамках разрешений и запретов, прав и обязанностей, удачно реализуя подобные догмы;
- те, которым свойственны ориентация на будущее, неадекватное ситуативное поведение, плохая приспособленность к вертикали власти внутри коллектива, генерация идей.
Психологический портрет учителя состоит из:
- имиджа;
- профессионализма;
- ответственности и адаптивности;
- коммуникативной компетентности;
- творчества и любознательности;
- критического и системного мышления;
- медиаграмотности;
- социальной ответственности;
- любви к детям.
Компетентность учителя формируется в процессе профессиональной подготовки, являясь системным проявлением знаний, умений и способностей, позволяющих успешно решать функциональные задачи, которые составляют сущность профессиональной деятельности.
Ответственность
Ответственность – это личностная характеристика, которой описывается способность учителя обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозируя последствия своих действий или бездействий в данной ситуации, осуществлять выбор формы собственных поступков и с готовностью воспринимать результаты выбора как совершившийся факт.
Ответственность учителя за свою работу в образовательной организации предполагает оказание ученикам помощи в процессе усвоения ими знаний, умений и навыков.
Выделяют ряд свойств ответственности:
- уверенность в себе и своих силах;
- самоуважение и уважение со стороны окружающих;
- самоконтроль и контроль над внешней ситуацией;
- свобода от мизантропии.
Ответственные люди не осуждают ошибки и не впадают в депрессию при виде чьего-то неадекватного поведения.
Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность – ядро профессионализма учителя, она представляет собой способность слушать и принимать во внимание мнение других людей, принимать участие в дискуссиях и отстаивать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать.
Учитель, обладающий коммуникативной компетентностью, знает, как вступить в коммуникацию, как непринужденно общаться, достигая желаемого результата в общении с людьми и избегая при этом нежелательного эффекта. Такой учитель владеет основами коллективной профессиональной деятельности и приемами профессионального общения.
Творчество и любознательность
Творчество и любознательность – это способность саморазвиваться, применять свежие идеи и доводить их до своих учеников, быть открытым новым и разнообразным перспективам и точкам зрения.
Профессию учителя с уверенностью можно отнести к творческой. Каждый учитель обладает индивидуальным педагогическим почерком. Поисковая творческая деятельность помогает создавать все материальные и духовные ценности.
Педагогическое творчество зачастую стихийное или определенным образом организованная практическая деятельность учителя. Цель творческого поиска – совершенствовать учебно-воспитательный процесс, развивать личность ребенка. Известно, что только учитель, обладающий ярко выраженной потребностью в творчестве, может заметить в каждом человеке ростки таланта.
Критическое и системное мышление
Критическое мышление предполагает не негативные суждения и критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов, чтобы вынести обоснованные суждения и решения. Ориентация на него предполагает, что учитель ничего не принимает на веру.
Иными словами, критическое мышление является неким интеллектуальным фильтром, который позволяет спастись не только от неизбежных информационных ошибок, но и от интеллектуальных неприятностей, подразумевая способность ставить новые вопросы и вырабатывать различные аргументы, принимая независимые и продуманные решения.
Основным принципом системного мышления выступает искусство абстрагирования от частностей предмета рассмотрения, от характеристик, кажущихся разрозненными деталями, обнаружение между ними глубинных связей и закономерностей. Это дает возможность увидеть связи отдельных событий и, уяснив их подлинную природу и соответствующие закономерности, оказать воздействие на их протекание.
Медиаграмотность
Медиаграмотность – это совокупность умений и навыков, которые позволяют учителям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных типах медиа, жанрах и формах.
Медаграмотные учителя не только умеют ориентироваться в потоках информации, но и способны манипулировать ею, создавая новые медиа и общаясь на равных с теми, что уже существуют.