Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Портфолио как форма контроля и средство оценивания обучающихся

Технология портфолио в образовательном процессе

Определение 1

Портфолио – это набор информации, включающей документы, фотографии и иные данные, отражающие возможности, навыки, умения, достижения личности в конкретной сфере деятельности.

Технология портфолио в образовательном процессе представляет собой совокупность достижений учащегося за конкретный временной промежуток. Как правило, портфолио собирается за учебный год или за уровень прохождения обучения: начальная, средняя, старшая школа.

Технология портфолио является инновационным методом в образовательном процессе.

Ее применение ориентировано на:

  1. Самоорганизацию познавательной работы учащихся.
  2. Формирование навыков самооценивания своих достижений.
  3. Развитие учебной мотивации и мотивации успеха в данном направлении деятельности.
  4. Создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося.
  5. Создание условий для раскрытия природных задатков учащегося.
  6. Воспитание нравственных ориентиров жизнедеятельности личности каждого учащегося.
  7. Воспитание стремления к достижению идеала собственного развития, стремления к самосовершенствованию.
  8. Реализацию индивидуального образовательного подхода.
  9. Совершенствование оценочной деятельности образовательной организации.
  10. Развитие личности в разных направлениях, при этом имеется в виду не только интеллектуальное и познавательное развитие, но и формирование творческих навыков деятельности, воспитание физической культуры личности, коммуникативное и социокультурное развитие.

Таким образом, технология портфолио выступает средством контроля достижений учащихся и формой оценивания результатов их деятельности. Портфолио позволяет оценить успехи усвоения учебной программы и развития творческого потенциала личности не только педагогом, но и родителями, а самое главное, самими учащимися. Портфолио демонстрирует достижения учащегося, показывая ему все, на что он способен и чего может достичь при приложении большего труда и усилий.

Преимущества применения технологии портфолио в качестве средства оценивания обучающихся

Технология портфолио является системой продуктивного оценивания уровня развития обучающихся. Она обладает следующими достоинствами:

  1. Усиление мотивации оценивания. Происходит повышение заинтересованности учащихся в оценки их деятельности.
  2. Реализация самооценивания образовательной деятельности учащихся. Учащихся может сам контролировать свои успехи. Наглядно видеть результаты своей деятельности и актуализировать их.
  3. Формирование у учащихся понимания длительности достижения конкретного образовательного результата и необходимости приложения усилий.
  4. Снижение зависимости оценочной деятельности от внешних и внутренних факторов. Имеется в виду независимость от места и условий оценки, состояния обучающегося, профессионального уровня развития педагога и иных факторов, которые значительно снижают результативность оценочной деятельности.
«Портфолио как форма контроля и средство оценивания обучающихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Портфолио, как средство оценивания, необходимо, в первую очередь, самому обучающемуся. Оно дает понимание своих успехов и неудач, видение роста и стагнации собственного развития.

Портфолио строится таким образом, что учащийся стремится в своем развитии к конкретному результату. Он планируется заранее и его достижение можно проследить, чтобы выявить проблемные моменты в учебной деятельности и скорректировать ее для последующего развития.

Типы портфолио как формы контрольной и оценочной деятельности

Использование портфолио для контроля и оценки учебных достижений обучающихся осуществляется посредством использования портфолио трех типов:

  • Портфолио документов. Оно представляет собой совокупность документальных данных, отражающих успехи учащихся в усвоении образовательной программы и иные достижения. К ним относятся журналы и дневники успеваемости, зачетные книжки, грамоты и награды, свидетельства участия в научно-исследовательской деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, конференциях, волонтерских движениях и благотворительных акциях, документы об образовании, сертификаты прохождения курсов дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки, стажировки. Документы дают возможности качественного и количественного оценивания результатов деятельности обучающегося. Однако, они не демонстрируют результаты творческого развития учащегося и реализацию его собственных интересов и потребностей.
  • Портфолио работ. Оно представлено совокупностью творческих работ, проектов, исследований учащегося, участии в разных направлениях деятельности по развитию талантов – конкурсы, конференции, выставки, лабораторных работ, аттестационных работ, самостоятельных заданий разного рода – рефераты, доклады, курсовые, дипломные работы. Данное портфолио дает качественную характеристику деятельности учащегося и позволяет судить о творческом развитии учащегося, его научном потенциале, интересах и склонностях. На основании данного портфолио формируется профессиональная ориентация учащегося. При этом, данное портфолио невозможно применять в выставлении учащимся оценки в виде баллов, т.е. в рейтинговом оценивании образовательных достижений учащегося его невозможно использовать.
  • Портфолио отзывов. Оно представлено совокупностью характеристик учащегося сторонними наблюдателями: педагогами, родителями, сотрудниками учреждений дополнительного образования, сверстниками и ближайшим окружением учащегося. Портфолио отзывов состоит из эссе, резюме, рецензий, отзывов, рекомендаций. Оно активно воздействует на самооценку учащегося, побуждая его осознанию итогов своей деятельности, упущенных возможностях и реализации своего потенциала. Однако, сбор такой информации характеризуется субъективностью. Она не всегда отражает реальные параметры развития учащегося, ее трудно собирать и учитывать.

Как правило, в оценки достижений учащихся применяются комплексные параметры их развития, т.е. портфолио включает в себя черты всех трех типов и характеризуется успехи учащегося в творческом, интеллектуальном, физическом развитии, характеризует его навыки самостоятельного познания, умения учиться, постигать что-то новое и свидетельствует о достижении индивидуального прогресса развития и саморазвития.

Дата последнего обновления статьи: 10.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot