Технология портфолио в образовательном процессе
Портфолио – это набор информации, включающей документы, фотографии и иные данные, отражающие возможности, навыки, умения, достижения личности в конкретной сфере деятельности.
Технология портфолио в образовательном процессе представляет собой совокупность достижений учащегося за конкретный временной промежуток. Как правило, портфолио собирается за учебный год или за уровень прохождения обучения: начальная, средняя, старшая школа.
Технология портфолио является инновационным методом в образовательном процессе.
Ее применение ориентировано на:
- Самоорганизацию познавательной работы учащихся.
- Формирование навыков самооценивания своих достижений.
- Развитие учебной мотивации и мотивации успеха в данном направлении деятельности.
- Создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося.
- Создание условий для раскрытия природных задатков учащегося.
- Воспитание нравственных ориентиров жизнедеятельности личности каждого учащегося.
- Воспитание стремления к достижению идеала собственного развития, стремления к самосовершенствованию.
- Реализацию индивидуального образовательного подхода.
- Совершенствование оценочной деятельности образовательной организации.
- Развитие личности в разных направлениях, при этом имеется в виду не только интеллектуальное и познавательное развитие, но и формирование творческих навыков деятельности, воспитание физической культуры личности, коммуникативное и социокультурное развитие.
Таким образом, технология портфолио выступает средством контроля достижений учащихся и формой оценивания результатов их деятельности. Портфолио позволяет оценить успехи усвоения учебной программы и развития творческого потенциала личности не только педагогом, но и родителями, а самое главное, самими учащимися. Портфолио демонстрирует достижения учащегося, показывая ему все, на что он способен и чего может достичь при приложении большего труда и усилий.
Преимущества применения технологии портфолио в качестве средства оценивания обучающихся
Технология портфолио является системой продуктивного оценивания уровня развития обучающихся. Она обладает следующими достоинствами:
- Усиление мотивации оценивания. Происходит повышение заинтересованности учащихся в оценки их деятельности.
- Реализация самооценивания образовательной деятельности учащихся. Учащихся может сам контролировать свои успехи. Наглядно видеть результаты своей деятельности и актуализировать их.
- Формирование у учащихся понимания длительности достижения конкретного образовательного результата и необходимости приложения усилий.
- Снижение зависимости оценочной деятельности от внешних и внутренних факторов. Имеется в виду независимость от места и условий оценки, состояния обучающегося, профессионального уровня развития педагога и иных факторов, которые значительно снижают результативность оценочной деятельности.
Портфолио, как средство оценивания, необходимо, в первую очередь, самому обучающемуся. Оно дает понимание своих успехов и неудач, видение роста и стагнации собственного развития.
Портфолио строится таким образом, что учащийся стремится в своем развитии к конкретному результату. Он планируется заранее и его достижение можно проследить, чтобы выявить проблемные моменты в учебной деятельности и скорректировать ее для последующего развития.
Типы портфолио как формы контрольной и оценочной деятельности
Использование портфолио для контроля и оценки учебных достижений обучающихся осуществляется посредством использования портфолио трех типов:
- Портфолио документов. Оно представляет собой совокупность документальных данных, отражающих успехи учащихся в усвоении образовательной программы и иные достижения. К ним относятся журналы и дневники успеваемости, зачетные книжки, грамоты и награды, свидетельства участия в научно-исследовательской деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, конференциях, волонтерских движениях и благотворительных акциях, документы об образовании, сертификаты прохождения курсов дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки, стажировки. Документы дают возможности качественного и количественного оценивания результатов деятельности обучающегося. Однако, они не демонстрируют результаты творческого развития учащегося и реализацию его собственных интересов и потребностей.
- Портфолио работ. Оно представлено совокупностью творческих работ, проектов, исследований учащегося, участии в разных направлениях деятельности по развитию талантов – конкурсы, конференции, выставки, лабораторных работ, аттестационных работ, самостоятельных заданий разного рода – рефераты, доклады, курсовые, дипломные работы. Данное портфолио дает качественную характеристику деятельности учащегося и позволяет судить о творческом развитии учащегося, его научном потенциале, интересах и склонностях. На основании данного портфолио формируется профессиональная ориентация учащегося. При этом, данное портфолио невозможно применять в выставлении учащимся оценки в виде баллов, т.е. в рейтинговом оценивании образовательных достижений учащегося его невозможно использовать.
- Портфолио отзывов. Оно представлено совокупностью характеристик учащегося сторонними наблюдателями: педагогами, родителями, сотрудниками учреждений дополнительного образования, сверстниками и ближайшим окружением учащегося. Портфолио отзывов состоит из эссе, резюме, рецензий, отзывов, рекомендаций. Оно активно воздействует на самооценку учащегося, побуждая его осознанию итогов своей деятельности, упущенных возможностях и реализации своего потенциала. Однако, сбор такой информации характеризуется субъективностью. Она не всегда отражает реальные параметры развития учащегося, ее трудно собирать и учитывать.
Как правило, в оценки достижений учащихся применяются комплексные параметры их развития, т.е. портфолио включает в себя черты всех трех типов и характеризуется успехи учащегося в творческом, интеллектуальном, физическом развитии, характеризует его навыки самостоятельного познания, умения учиться, постигать что-то новое и свидетельствует о достижении индивидуального прогресса развития и саморазвития.