Формы организации обучения, их функции и особенности
Как правило, учебного процесса на конкретные формы классифицируют по:
- Численности учащихся. По этому признаку, форма организации может носить индивидуальный, коллективный, групповой, массовый характер.
- Месту прохождения учебного процесса. Здесь можно выделить форму школьного обучения и внешкольного.
- Временному периоду прохождения отдельного учебного занятия. Здесь можно выделить классическую форму построения урока – 45 минут или же нестандартные занятия, проходящие в различных временных интервалах, в зависимости от направления деятельности и устава учебного заведения.
- Одновременно нескольким параметрам. В этом случае, можно выделить индивидуально-групповое обучение, лекционно-семинарское, коллективно-семинарское, классно-урочная система обучения, система взаимного обучения, индивидуально-проектное обучение, построение групповых проектов.
Наиболее стандартными и распространенными формами организации обучения, применяемыми на всех уровнях образовательной системы являются стандартные уроки, домашние задания, факультативы, экскурсионные занятия, организация трудовой работы в школе, приобщение к производственному труду.
Формы организации обучения характеризуются конкретностью временных рамок и пространственных связей. Это означает, что процесс обучения строится на основе определенного режима, определяющего временные периоды прохождения занятий, перерывов, длительность учебной четверти, период каникул и т.д. Также, конкретизируется место прохождения учебного процесса, количество учащихся и формируется педагогический состав.
Рисунок 1. Формы организации обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Форма организации обучения включает в свой состав стадии учебно-воспитательной деятельности, их последовательность и структурное строение. В ней учитываются уровни развитости самостоятельных навыков учащихся, их способности, возможности, возрастная специфика и дидактическая цель проведения учебно-воспитательной деятельности в целом и отдельного учебного занятия в частности.
Формы организации обучения выполняют ряд функций, которые можно подразделить на два класса:
Стандартные функции. К этим функциям относятся:
- Развивающая – ориентированная на создание условий для эффективного развития личности обучающегося, формирования его основных нравственных, духовных, этических и эстетических качеств, моральных ценностей и ориентиров деятельности;
- Обучающая – основана на организации учебного процесса таким образом, чтобы он отвечал своей приоритетной цели – давал знания учащимся в различных областях и направлениях деятельности. Для этого должны быть созданы оптимальные условия;
- Воспитывающая – направлена на реализацию воспитательных целей в учебном процессе. Обучение должно не только обучать, но и воспитывать, помогать в формировании мировоззрения, способствовать социализации личности, развивать ее самостоятельность.
Специфические функции. К ним относятся:
- Интегративная – связана с созданием единой системы целей, задач, методов, приемов, содержания обучения, позволяющей облегчить восприятие и обеспечить условия для целесообразного взаимодействия педагога и учащихся в процесс обучения;
- Коммуникативная – основана на создании условий для построения оптимальных рациональных взаимоотношений и сотрудничества между педагогом и учащимися, между учащимися, между членами педагогического коллектива;
- Управленческая – основывается на применении формы организации обучения в качестве метода управления этим процессом и эффективного средства для ознакомления учащихся с процессами управления и подготовки их к этой деятельности.
Классно-урочная форма организации обучения и ее специфика
Для отечественной педагогики, классно-урочная форма организации обучения является наиболее популярной и интенсивно развивающейся в течение длительного исторического периода. Она возникла еще в 17-ом столетии и нашла практическое применение благодаря Я. А. Коменскому.
Такая форма обучения характеризуется строгим функциональным и структурным устройством, создает условия для развития процесса взаимного обучения, способствует формированию коллективных связей, сотрудничества, воспитывает учащихся в духе соревнования и позволяет сэкономить финансовые ресурсы, расходуемые на организацию учебного процесса, поскольку предполагает работу одного педагога с большим коллективом учащихся.
Специфическими чертами этой формы обучения являются:
- Объединение учащихся в группы по возрастному признаку и уровню подготовленности. Учащиеся объединяются в классы и таким постоянным составом проходят все стадии обучения;
- Учебная деятельность каждого класса планируется педагогом;
- Учебный процесс строится на основе организации последовательности учебных занятий – уроков;
- Уроки характеризуются мононаправленностью т.е. каждый урок содержит информацию по одной учебной дисциплине;
- Уроки строятся по специальному режиму – расписанию;
- Педагог осуществляет управление и контроль за прохождением учебного процесса;
- Учебная деятельность характеризуется вариативностью т.е. имеет разнородные виды познавательной работы.
Особенности индивидуальной формы организации обучения
Форма индивидуального обучения получила развитие в начале 20-го столетия и начала завоевывать популярность к его концу.
Такая форма обучения основывается на создании в школах не классических классов, а предметных мастерских, ориентированных на персонализированное обучение в них. В каждой мастерской имеется педагог, дающий учащемуся задание, направляющий его, помогающий в его выполнении и проводящий контроль за его исполнением.
Данная форма обучения не предполагает построения учебных занятий по четкому расписанию и строгому плану.
Индивидуальная форма обучения хороша тем, что она ориентирована на учет индивидуальных особенностей развития, потребностей, интересов, способностей каждого учащегося. Она позволяет педагогу отыскать действенный подход к учащемуся и развить его способности, раскрыть таланты.
Однако, эта форма обучения достаточно затруднительна в реализации, особенно в условиях массового обучения.