Имаготерапия – это психотерапевтический метод, который направлен на выработку у пациента способности самостоятельно воспроизводить в своём воображении определенный комплекс образов, отражающий сложные жизненные ситуации, умения представлять себя в качестве конкретного человека, реагирующего на них адекватно.
Задачи имаготерапии в педагогике
Имаготерапия занимает одно из важнейших мест среди видов арттерапии. В ее основе заложена театрализация психотерапевтического процесса и опора на теоретическое положение о представляемом образе.
Основными задачами имаготерапии являются:
- Обогащение и укрепление коммуникативных возможностей и эмоциональных ресурсов человека.
- Воспитание у человека умения реагировать на разнообразные неблагоприятны ситуации адекватно, выполнять роль, в соответствии с течением событий, уметь воспринимать свой образ и свое «Я» рационально.
- Формирование способности творчески воспроизводить необходимого «лечебного» образа, необходимого для самостоятельного оздоровления личности.
- Формирование умения мобилизовать имеющийся жизненный опыт в необходимый момент, воспитание у человека важных волевых качеств и способности к саморегуляции.
- Формирование и развитие у человека определенного творческого интереса, который в дальнейшем будет обогащать его жизнь новым содержанием.
Достижение ожидаемого эффекта от реализуемой имаготерапии, осуществляется в групповой и индивидуальных формах, обеспечивая необходимое развитие и обогащение личности.
Формы и виды имаготерапии
Организация имаготерапии предусматривает следующие формы:
- Индивидуальная – представляет собой пересказ прочитанного прозаического произведения, с последующим переходом в заранее запланированный педагогом диалог, в ходе которого раскрываются сложности и проблемы, испытываемые испытуемым. Диалог может проходить в форме театрализации, с использованием персонажей.
- Групповая – предусматривает заранее подготовленную педагогом драматизацию авторской или народной сказки, где пациент исполняет «лечебный» образ персонажа. Может быть поставлена инсценировка как целого произведения, так и его фрагмент.
Имаготерапия представлена несколькими видами
Куклотерапия – направлена на работу с детьми, основана на том, что ребенок идентифицирует себя с образом любимого героя из сказки или мультфильма. Куклотерапия применяется для коррекции разнообразных нарушений в поведении, страхах, развития коммуникативных навыков и т.д.
Суть куклотерапии состоит в том, что ребенок играет роль в сказке или отрывке произведения любимыми героем (персонажем). Разыгрываемый сюжет отражает психотравмирующую ситуацию. Важно, чтобы инсцинирование увлекло ребенка, чтобы он начал сочувствовать герою, наделять его определенными качествами. Задача педагога заключается в том, что эмоциональное напряжение ребенка постоянно нарастало и достигало максимума в конце разыгрываемого конфликта. По завершению спектакля ребенок должен испытать облегчение. То есть, сюжет состоит из начала, кульминации и развязки. Конец обязательно должен быть позитивным.
Таким образом, куклотерапия позволяет ребенку «прожить» психотравмирующую ситуацию, пережить эмоциональное напряжение, получить позитивное разрешение ситуации и расслабление по ее окончанию.
Образно-ролевая драмтерапия – представляет собой разыгрывание драматического сюжета по ролям. Осуществляется в виде реконструкции определенной поведенческой реакции, в групповой форме. «Лечебный» образ подбирается педагогом в соответствии с возрастом ребенка и имеющихся у него коммуникативных навыков. Правильная расстановка ролей гарантирует получение предварительного результата психолого-педагогической диагностики.
Психодрама (автор Дж. Морено) – заключается в том, что разыгрывание ситуации по ролям осуществляется не по запланированному сюжету, а импровизированно на определенную проблемную тему. Разыгрывание происходит под контролем исследователя. В процессе игры, актеры и зрители, могут меняться местами. Суть психодрамы заключается в том, что в процессе проигрывания ситуации человек испытывает определенное эмоциональное напряжении и потрясение, которые затем сменяются переработкой и внутренним очищением от травмирующей ситуации. Психодрама оказывает терапевтическое влияние не только на актеров, но и на зрителей.
Уровни имаготерапии
Показания к применению имаготерапии:
- Разнообразные нарушения поведения
- Страхи
- Нарушение коммуникативной сферы
Эффективность имаготерапии среди детей заключается в том, что они очень любят слушать сказки. Во время прослушивания сказки дети испытывают большой спектр эмоций. Поэтому чтение сказки или разыгрывание педагогом сюжета, требует от него владение хорошей дикцией, достаточно сильным голосом. Управляя куклой, педагогу следует координировать её движения, чтобы они полностью соответствовать произносимым репликам и интонации. Голос персонажей должен соответствовать внешнему виду и внутренним характеристикам персонажу. Только при соблюдении данных требования можно будет достичь ожидаемого от имаготерапии результата.
В процессе имаготерапии выделяют два уровня сложности:
- При управлении ребенка куклой, педагог должен понимать, что разыгрывание психотравмирующей ситуации для него сложно в эмоциональном и психологическом плане. Поэтому ему необходимо поддерживать ребенка, внимание следует уделять не тому тексту, который произносит ребенок, к показываемому процессу общения и взаимодействия.
- Беря на себя роль должен действовать уверенно, движения и поведение свободны, осознанное взаимодействие с партнерами. Для того, чтобы все это можно было осуществить в процессе драматизации педагог должен создать необходимые комфортные условия для проведения имаготерапии.