Общедидактические и специальные методы обучения творческим дисциплинам
Обучение творческим дисциплинам реализуется на основании использования общедидактических методов, применяемых с учетом приемов передачи знаний педагогом учащимся и характера познавательной работы детей.
Процесс обучения имеет свое специфическое содержание. Оно связано с нравственными и эстетическими ценностями, художественными образами. Это влечет за собой использование особых средств обучения, которые, порой, невозможно отделить от методов т.е. они сливаются. Средствами обучения выступают произведения искусства, которые закладывают в сознание подрастающего поколения, представления о прекрасном, любовь к искусству и его компонентам.
К основным общедидактическим методам, применяемым на уроках искусства, относятся следующие:
- Метод наглядно-слуховой демонстрации. Он предполагает демонстрацию наглядных образов произведений искусства и теоретическую базу их создания, историю возникновения того или иного произведения, его особенности, задумку автора.
- Методы сравнения. Эти методы используются в разнообразных модификациях. Реализуется сравнение одного и того же художественного образа в разных произведениях, сравниваются разные художественные образы, определяются различия и сходства их воплощения, отождествление объектов, выявление знакомых признаков и определение новых компонентов, представление содержания нестандартным способом.
- Методы практического освоения различных направлений деятельности искусства. Предполагается развитие навыков художественного творчества, включающее знакомство со средствами и приемами написания художественных картин, освоение музыкальных направлений деятельности и иных приемов, в зависимости от конкретной творческой дисциплины и ее особенностей.
Помимо общедидактических методов, на уроках искусства осуществляется применение специальных методов. К ним относятся:
- Метод музыкального обобщения. Он ориентирован на обучения музыкальным направлениям искусства и связан с активизацией музыкального жизненного опыта, развитием навыков самостоятельной деятельности в данной области, знакомство с теоретической музыкальной информацией, ее закрепление и ориентация в музыкальных жанрах и музыкальном искусстве в целом.
- Метод перспективы и ретроспективы. Его использование ориентировано на формирование целостного представления о том или ином виде искусства, его особенностях и значении, расширение практического опыта использования творческой деятельности в реальной жизни.
- Метод эмоциональной драматургии. Он направлен на мотивацию учащихся к творческим дисциплинам. На занятии формируется атмосфера увлеченности, ориентированная на развитие живого интереса к музыке, художественному искусству и иным творческим направлениям деятельности. Происходит развитие желания включения творчества в свою повседневную жизнь, осознание его значимости и эстетической ценности.
- Метод построения композиции. Данный метод связан с использованием различных методов творческой деятельности при создании какого-то произведения искусства. Использование этого метода активизирует творческую деятельность учащихся на учебном занятии и, способствует полноценному освоению его темы.
- Метод построения художественного контекста. Он активно применяется при обучении музыкальному жанру искусства, но применим и для ознакомления с иными жанрами. Его использование предполагает развитие музыкальной, художественной культуры у учащихся. Метод позволяет представить различные виды искусства в их богатстве и разнообразии, выявить их схожие черты, найти отличия и изучать историю становления культуры и формирования ее ценностей.
- Метод художественно-педагогического анализа произведений искусства. Предполагается анализ художественных образов, заложенных в конкретное произведение искусства, их осознанное восприятие, осмысление, рассмотрение связи художественных и иных произведений искусства со средствами художественного языка.
- Метод «детектива». Данный метод относится к категории развивающего обучения. Он осуществляется путем включения интриги в учебное занятие: педагог повествует какую-то историю и не завершает ее, останавливаясь на самом интересном месте. Это является ключом к поведенной истории и может быть разъяснено применением основного учебного материала занятия по искусству.
Значимость методов обучения творческим дисциплинам
Методика обучения творческим дисциплинам включает в себя комплекс методов, приемов и средств обучения, ориентированных на раскрытие творческого потенциала учащихся, формирование осознанного отношения к искусству, привитие его значимости для культурного развития отдельной личности и общества в целом.
Выбор метода обучения зависит от конкретных задач учебного занятия и особенностей той или иной творческой дисциплины. Если использовать рациональные методы обучения, то можно достичь высоких результатов в творческом развитии подрастающего поколения. Поэтому, в современном обществе, имеется большое количество творческих методов обучения, которые используются не только на уроках творческой направленности, но и на иных дисциплинах. Это способствует расширению кругозора учащихся и активизации их творческой инициативы в различных направлениях деятельности.
Значение использования того или иного метода обучения творческим дисциплинам сводится к следующим параметрам:
- Непрерывная мобилизация интеллектуального потенциала учащихся, что позволяет им непрерывно овладевать знаниями в различных видах творческой деятельности, творческими навыками и умениями и мотивирует их к обучению.
- Привлечение учащихся к познанию, создание для этого всех необходимых условий.
- Развитие памяти учащихся.
- Закрепление разнообразных знаний, причем, не только творческого характера.
- Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности и принятия творческих решений.
- Формирование взаимодействующих отношений между педагогом и учащимися.
- Мотивация к исследуемому материалу.
- Развитие эмоционального восприятия учебной деятельности.