Понятие педагогической системы
В настоящее время в современной педагогике нет единого понимания того, что же необходимо вкладывать в понятие «педагогическая система».
Система – это упорядоченные и взаимосвязанные элементы, вступающие между собой во взаимодействие на основании конкретных принципов.
В качестве системы в рамках педагогики можно привести пример таких систем как: система дошкольного воспитания, система подготовки педагогических кадров и т.п.
Перечисленные примеры, так или иначе, имеют отношение к педагогике, однако их невозможно истолковать в качестве «педагогической системы».
Каждый исследователь в сфере педагогики по-своему давал определение понятию «педагогическая система», вкладывая в нее определенный смысл и значение.
Так, М.Л. Фрумкин полагал, что педагогическая система – это сложная система управления, постоянно находящаяся в динамке и направленная на реализацию целей воспитания.
Однако данное мнение не является исчерпывающим, так как само понятие «педагогика» предусматривает не только достижение воспитательных целей, но и включает в себя учебный процесс, формировании и развитие разнообразных умений, навыков и опыта практической деятельности.
В связи с этим, Н.В. Кузьмина дала иное определение педагогической системы:
Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которые подчиняются общим целям воспитания, обучения и образования детей и взрослых.
В настоящее время наиболее популярным и общепринятым определением понятию «педагогическая система», является определение, данное Н.В. Кузьминой.
Необходимо отметить и тот факт, что сам по себе термин «педагогическая система» является многогранным, включающим в себя одновременно несколько педагогических систем.
Так, например, можно выделить педагогическую систему в рамках конкретной части:
- воспитательно-образовательного процесса – это система внеклассного обучения;
- педагогическая система воспитания – система нравственного воспитания, система художественного воспитания, система трудового воспитания и т.д.;
- система обучения определенной дисциплины или предмета – педагогическая система обучения ментальной математике.
Несмотря на то, что нет конкретного определения «педагогической системы» и опираясь на ее многогранность, необходимо отметить, что ее следует отличать от иных схожих терминов, у которых одинаковое звучание, но различное понимание, так как они относятся к более частным сферам педагогической деятельности.
Например, рассмотрим понятие терминов «методическая система» и «дидактическая система». Под методической системой понимается система обучения определенной категории обучающихся, посредством использования комплекса методических технологий. В свою очередь дидактическая система – это обучение конкретной группе умений и навыков, в определенной сфере деятельности (обучение иностранному языку)
С другой стороны, сами по себе педагогические системы, исходя из того определения что дано Н.В. Кузьминой, неоднородны по своему наполнению. Именно поэтому существует такое понятие как «виды педагогических систем».
Виды педагогических систем
Существуют четыре вида педагогических систем:
- Малые,
- Средние,
- Большие,
- Супербольшие.
Данная классификация опирается на распространенность указанных систем. Для понимания этого явления необходимо рассмотреть практический пример их педагогической деятельности.
Например, в двух общеобразовательных школах, процесс обучения осуществляется на основании Государственного стандарта. Однако реализуемые ими педагогические системы различны по содержанию и структуре. Так в одной школе упор может быть на используемые методы обучения, а во второй на повышение уровня культуры и самопознания.
Характеристика основных видов педагогических систем:
- Малые педагогические системы – отдельные системы воспитания и обучения, используемые конкретным педагогом и изменяющиеся в соответствии с поставленными им целями и задачами обучения (например, педагогическая система ведения дневника природных наблюдений на занятиях по окружающему миру в начальных классах или на уроках по географии в старших классах).
- Средние педагогические системы – системы педагогической деятельности конкретного образовательного учреждения, которые сосуществуют и взаимосвязаны с малыми системами (например, общешкольная система рейтинга учащихся).
- Большие педагогические системы – системы, которые распространены и нашли признание в рамках определенного района города или даже региона (например, в конкретном районе города особенное внимание со стороны школы уделяется научной деятельности среди учащихся старших классов).
- Супербольшие педагогические системы - вид педагогической системы, который применяется в географическом масштабе целого региона, края или республики. Такие педагогические системы во многом связаны с этнокультурными традициями обучения и воспитания.
В качестве примера супербольшой педагогической системы, можно рассмотреть системы, реализуемые в республиках (Хакасия, Татарстан, Тыва и т.д.). Особенность педагогических систем данных регионов заключается в том, что они имеют национальный характер, представленный рядом предметов, направленных на обучение национальному языку, изучение географии и экономики родного края, истории народа и т.д. К тому же данная педагогическая система охватывает все образовательные ступени, начиная с дошкольного обучения, в рамках конкретной республики.
Таким образом, педагогическая система по своей природе, явление не только педагогическое, но и социальное, так как в ее основе лежит сознание социума, ведущее к необходимости обучения и воспитания. То есть педагогическую систему можно рассматривать не только лишь в контексте педагогики, но и с точки зрения теории и методики воспитания и обучения в рамках современного и исторического контекста.