Факторы формирования поколения X
Поколение X – это люди, родившиеся в период с 1963 по 1983 годы.
Поколение X именуется, также, потерянным поколением. Это связано с его особенностями: как характерными чертами поколения, сформировавшегося в период холодной войны и на фоне надвигающейся перестройки.
В основе формирования поколения X лежат следующие факторы:
- Недовольство народа существующей властью и управлением государством;
- Отсутствие доверия к институтам и руководству;
- Кризис семьи, проявляющийся в росте количества разводов;
- Активное развитие политической индифферентности;
- Увеличение количества женщин, имеющих статус матери на производственных рабочих местах, а также, руководящих должностях;
- Демографический кризис, проявляющийся в нулевом приросте населения;
- Нарушение стабильности функционирования образовательной системы, из-за увеличения количества разногласий.
Данные основы формирования поколения обусловили и развитие данного поколения, формирование черт его характера и ценностных ориентиров.
Следует также, отметить, что формирование поколения происходило на стыке эпох и во время перестройки. Это обуславливает его приверженность многим традициям, направлениям деятельности, присущим доперестроичному периоду развития и, при этом, активное информационное развитие, пользование современными технологиями, виртуальное общение.
Поколение X получает информацию не только из Интернет-пространства, но и из прессы и иных бумажных источников. Они любят радио и отдых на природе, в диких местах, где нет связи и Интернета, но активно пользуются социальными сетями, электронной литературой, гаджетами.
Личностные особенности развития поколения X
Среди личностных особенностей развития поколения X можно выделить следующие:
- Высокий уровень развития самостоятельности. Он обусловлен занятостью родителей, особенно матерей, которые стали активно работать и растить детей самостоятельно. Таким образом, у ребенка формировались навыки готовности к опоре на собственные силы, готовности к переменам;
- Свободное мышление;
- Прагматизм;
- Уверенность в себе и своих силах;
- Наличие эмоциональной неустойчивости;
- Стремление к идеализации;
- Ценностное отношение к самой жизни и ее основам;
- Развитая гиперответственность;
- Уважение к материальным ценностям и пренебрежение духовными, особенно, семейными ценностями;
- Потребность в стабильности. Уверенность в будущем, в завтрашнем дне является основой их существования;
- Трудолюбие;
- Тактичность;
- Коммуникабельность;
- Независимость и самодостаточность. Это, также, обусловлено особенностями их развития: предоставление самим себе, ранняя самостоятельность и ответственность;
- Адаптируемость. Представители данного поколения соприкоснулись с эпохой социализма и жизнью в информационном веке. Они смогли приспособиться к нему, организовать темп своей жизни в соответствии с ним;
- Амбициозность.
Организация обучения представителей поколения X
Поколению X свойственно жажда знаний и развития. Это обуславливает специфические особенности их обучения и реализации образовательного процесса. Они заинтересованы в личностном росте и развитии, стремятся к восхождению по карьерной лестнице.
Обучение представителей данного поколения можно охарактеризовать следующими чертами:
- Потребность в индивидуальной направленности обучения. Такая страсть к информации обусловлено проведением детства перед телевизором. Он был основным источником информации периода их развития. Индивидуальность обучения соотносится представителями данного поколения с черпанием информации из телевизора (это происходило один на один с ним).
- Потребность в вариативном и разноформатном обучении. Смена видов и форм деятельности вызывает интерес у представителей данного поколения и позволяет им усваивать большие объемы научных и иных знаний.
- Реальность обучения. Онлайн-курсы не актуальны для представителей данного поколения. Такое обучение им не совсем понятно и не будет для них продуктивным. Для данного поколения не актуальна настройка образовательных программ под их личные потребности. Им проблематично ими пользоваться. Они предпочитают получать знания от реального человека в реальных условиях.
Образовательный процесс для поколения X выглядит следующим образом:
- Получение общего образования в школе.
- Поступление в высшее учебное заведение.
- Окончание вуза и получение диплома.
- Устройство на работу с прохождением стажировки, проявлением себя и занятием устойчивой позиции на конкретном рабочем месте.
- Карьерный рост.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Выход на пенсию после заслуженного признания, достижения определенных карьерных высот.
Представителям данного поколения требуется непрерывное развитие в профессиональной сфере и в процессе жизнедеятельности. Потому, прохождение курсов повышения квалификации, переподготовки актуальное направление их образовательной деятельности на этапе взрослой жизни.
Для иксов характерен выбор одного направления деятельности (максимум двух). В этой области они занимаются самореализацией, профессиональным ростом. У них крайне редко возникает потребность в смене выбранного направления деятельности. Наблюдаются только стимулы к достижению в выбранном направлении высот. Прохождение длинной цепочки по карьерной лестнице в течение всей жизнедеятельности – реальность и желанность для представителей данного поколения.
Процесс обучения для иксеров выступает упорной трудовой деятельностью. Тоже и касается и дальнейшего построения карьеры. Им привычен активный труд, упорное продвижение к поставленной цели.
В эпоху поколения X образование строилось так, что считалось, что получение одной специальности, однажды приобретенные знания и навыки сохранят свою актуальность в течение всей жизнедеятельности, в течение всего периода профессиональной деятельности. Однако, переход к рыночным отношениям, интенсивное информационное развитие общества изменило эти взгляды. Иксерам пришлось адаптироваться к новым рыночным условиям, что привело многих из них к получению второго образования, смене вида деятельности. При этом, большинство сохранило выбранное направление деятельности и развивалось в нем, совершенствуя свои знания и навыки, используя инновационные методы работы.