Подвижные игры – это вид игровой деятельности, основанной на выполнении различных движений, двигательных упражнений по определенным правилам.
Подвижные игры используются в физическом развитии детей, а также, стимулируют их интеллектуальное и творческое развитие. Это обусловлено тем, что подвижная игра заставляет думать и принимать решения, выполнять различные действия творческого характера. Подвижная игра – это всегда позитивное действие, ориентированное на всестороннее развитие ребенка.
В ходе подвижных игр между детьми возникают различные контакты. Это учит их взаимодействовать, строить положительные коммуникативные связи со сверстниками. От качества взаимоотношений детей в игровом процессе зависит формирование у них навыков установления положительных взаимоотношений в дальнейшем.
Закономерности организации подвижной игровой деятельности старших дошкольников
Развивающее значение подвижной игры в старшем дошкольном возрасте еще больше растет. Это связано с развитие у детей стремления к активному взаимодействию со сверстниками, установлению дружеских связей.
Подвижные игры стимулируют не только физическую активность ребенка, но и формируют у него познавательную активность и закладывают основы самостоятельности. Стремление к самостоятельности, как раз находится на пике развития в старшем дошкольном возрасте.
Что касается формирования в игровом процессе основ установления положительных взаимоотношений, то подвижная игра позволяет:
- Развить навыки взаимопомощи и коллективной ответственности;
- Сформировать умения следовать правилам и контролировать свою деятельность;
- Воспитанию волевых качеств личности;
- Выработке смелости и ответственности;
- Развить положительный эмоциональный настрой ребенка на общение и иные виды деятельности;
- Выработать навыки сотрудничества со сверстниками и умения принимать компромиссные решения.
Все это положительно сказывается на социальном и коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы подвижная игра приносила должный воспитательный эффект, она должна быть рационально организована. В основу подвижных игр кладутся следующие закономерности их проведения:
- Грамотное руководство игрой. Без руководства педагога, подвижная игра не всегда может приносить положительный воспитательный эффект.
- Воспитание у детей осознанного поведения, следование нормам морали в ходе игрового процесса. Педагог стимулирует у воспитанников желание играть по правилам, вести себя сознательно, учитывать интересы и потребности других участников, уважать их роль в игре.
- Многократное повторение одних и тех же игр. Это способствует полноценному усвоению детьми правил взаимодействия со сверстниками, навыков сотрудничества и несения коллективной ответственности. Взаимодействие, основанное на нормах морали приобретает форму привычки.
- Строгое соблюдение правил игры. Это стимулирует выработку навыков поведения правил в поведении и общении, в различных коммуникациях.
- Создание в игровом процессе ситуаций, стимулирующих оказание помощи другим участникам игры, проявление дружелюбия, сочувствия.
- Начало игры должно сопровождаться приветствием и знакомством участников друг с другом, осуждением хода игры и пожеланием друг другу удачи.
- Завершение игры сопровождается прощанием между участниками и выражением благодарности за игру, за участие в ней, за полученные результаты и т.д.
- Содержательность и длительность игрового действия. Это означает, что детям даются роли, исполнение которых в течение определенного времени стимулирует усвоение навыков поведения в конкретной ситуации общения.
Следует также отметить, что в старшем дошкольном возрасте двигательные навыки детей приобретают более совершенный характер. Дети могут спокойно выполнять любые движения – на уровне автоматизма. Все это позволяет внести в игру соревновательный компонент, требующий проявления морально-волевых и иных качеств личности, а также общительности и доброжелательности.
Проведение подвижных игр в ориентации на развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
Проведение подвижных игр для старших дошкольников реализуется поэтапно:
- Подготовка к подвижным играм. Происходит обучение выполнению различных движений, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими детьми. Дети выполняют прыжки по парам, бегают по дорожкам, держась за руки, выполняют сложные движения, требующие поддержки и опоры других детей и т.д. Здесь же, выполняются упражнения на развитие навыков выполнения соподчиненных движений: лаз через обруч или резинку, при ее держании другими детьми, прыжки через скакалку при ее вращении. Именно такие действия приобщают детей к коллективу, учат совместной деятельности.
- Проведение игры. Оно предполагает распределение детей на команды, разбиение на пары, распределение ролей и озвучивание правил игры. В игре используются упражнения, которые дети осваивали на подготовительном этапе. Распределение детей на команды осуществляется таким образом, чтобы они могли взаимодействовать. В основу игры кладется проблемная ситуация, требующая совместной деятельности, соподчинения действий, согласованности детей для ее решения.
- Автоматизация игрового действия. Дети полноценно осваивают игру и ее правила, пробуют ее самостоятельную организацию. Воспитатель руководит игрой со стороны, наблюдает за ходом взаимоотношений детей, соблюдением им правил игры и вмешивается только в случае возникновения сложной конфликтной ситуации, неразрешимых противоречий между детьми.
- Подведение итогов игры. На данном этапе проводится обсуждение игрового действия. Воспитатель уделяет особое внимание взаимоотношениям детей в ходе игры, их воздействия на ее ход и мотивирует детей к сотрудничеству и взаимопомощи в игре, а также в повседневной жизнедеятельности.