Понятие и значение антропологического подхода в воспитании
Антропологический подход в педагогике развивался на протяжении ряда лет. Он остается актуальным и в современном обществе. Текущей тенденцией развития в сфере педагогики является применение этого подхода. Этот подход возник в конце 60-ых – начале 70-ых годов 20-го столетия.
Антропологический подход основывается на принципе антропологического обоснования образования и воспитания. Педагогическая антропология была наполнена смысловым и содержательным значением К. Д. Ушинским. Появление этого понятия связано с переосмыслением основных взглядов и подходов в учебно-воспитательной сфере деятельности. Он связан с переходом к гуманистической направленности воспитания и переориентации воспитательного процесса на личностный приоритет.
Педагогическая деятельность представляет собой процесс, имеющий целостный и нерушимый характер и способный оказать целостное, комплексное воздействие на развитие чувственной и волевой сферы личности человека, совершенствование всех сторон его развития: физической, духовной, нравственной, являющихся взаимосвязанными и взаимозависимыми. Огромное значение в педагогической антропологии отводится развитию самостоятельности и выбору сферы деятельности.
Антропологический подход занимает ведущее место в педагогической науке, а антропологическое знание является фундаментом профессиональной подготовки педагога. Педагогическая антропология продолжает развиваться и совершенствоваться в виде отрасли человековедения. Она выполняет функцию комплексного знания о ребенке, как организме, имеющем целостное структурное строение и выступающем полноправным участником воспитательного процесса.
На современном этапе развития, антропологический подход связан с защитой и принятием воспитанника в роли субъекта воспитания, которое организуется посредством создания условий для оптимального применения методик и технологий воспитания, позволяющих учащимся принимать активное участие в воспитательном процессе и способствовать его преобразованию. В этом процессе, учащийся постигает себя, как личность с индивидуальными качествами, являющуюся целостной структурой и развитой системой. Это позволяет рассматривать человека как существо, воплощающееся в гармонии социального и биологического бытия.
Антропологический подход рассматривает воспитательный процесс как способ существования и развития личности, при котором самореализация и самоутверждение осуществляются посредством свободного выбора действий, через волевое становление, внимание, восприятие, умение справится с трудностями, препятствиями и противоречиями на основе протекания мыслительной деятельности.
Рисунок 1. Антропологический подход к воспитанию личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функциональное значение антропологического подхода в педагогике
Антропологический подход на современном этапе общественного развития применяется для поиска новых путей и направлений развития педагогического знания, а также совершенствования учебно-воспитательной деятельности.
Для понимания значимости и важности использования антропологического подхода следует рассмотреть его основные функции. К ним относятся:
- Гносеологическая функция. Эта функция связана с применением педагогического научного знания для познания окружающей действительности. Эта функция имеет важное значение в педагогическом процессе и определяет выбор методов исследования и форм деятельности. Познавательный процесс имеет свою логику построения, что позволяет пройти процесс познания поэтапно: с момента ощущения, до определения закономерностей процесса познания. Реализация данной функции в антропологическом подходе предполагает определений теоретического и методологического фундамента исследовательской деятельности. педагогическая наука неразрывно связана с антропологией и не может существовать без опоры на антропологический аспект. Это проявляется в ее гуманитарной и социальной направленности. Эта функция является первостепенной в антропологическом подходе. Она выражает его общее мировоззрение и содержание.
- Нормативно-праксиологическая функция. В данном случае, функциональная роль антропологического подхода проявляется в системе положений, основанных на педагогической теории, которые служат базой для организации практической учебно-воспитательной деятельности. Иными словами, антропологический подход выступает методологическим итогом педагогической теории и практики построения образовательной деятельности. Поскольку праксиология характеризует направление человеческой деятельности, то роль этой функции сводится к установлению основных правил и норм организации прохождения процессов образования и воспитания, а также сути этого процесса.
- Прогностическая функция. Ее выполнение связано с разработкой планов и прогнозов прохождения педагогической деятельности, процессов и явлений. Прогнозы имеют важное функциональное значение в педагогике, поскольку выступают элементом предвиденья развития образования и воспитания в конкретный временной период. Функция определяет порядок и методику выдвижения и обоснования возможных направлений и путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и конкретизирует выбор деятельности, отвечающей требованиям целесообразности. Прогнозирование происходит на основе предварительного анализа протекания учебно-воспитательного процесса и функционирования педагогической системы в целом. Анализ проводится на основе данных о протекании учебного и воспитательного процесса по различным направлениям, в различных сферах и на разных этапах общественного развития. Рассматриваются цели, задачи, методика воспитания, модели и идеалы учебно-воспитательной работы.
Комплекс функций антропологического подхода представляет собой методологический фундамент теоретического концептуального учения и практики образовательной деятельности.