Специфика коррекционной подготовки к школе
Подготовка к школе – это важный этап развития пяти-шестилетнего ребенка. В этот период у него активизируются многие психические процессы, способствующие формированию познавательного интереса и проявлению активности в разных направлениях деятельности.
Серьезной проблемой в современной образовательной практике является работа по подготовке к школьному этапу обучения дошкольников с различными отклонениями в развитии. Поскольку, их психическая сфера находится на недостаточном уровне развития, а функционирование основных психических процессов реализуется не в полной мере, то познавательная сфера, эмоционально-волевые свойства личности, мышление, память и восприятие отстают от нормального развития или же, находятся на специфическом уровне функционирования. Все это обуславливает особенности коррекционной подготовки дошкольников с отклонениями в развитии к школьному этапу обучения.
Можно выделить следующие направления коррекционной работы данного характера:
- Диагностическая работа. Она связана с определением уровня развития детей дошкольного возраста, исследование их познавательной сферы и психологической готовности к школьному обучению.
- Развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии. Она ориентирована на проведение занятий, ориентированных на активизацию познавательной сферы личности.
- Коррекционно-развивающая работа. Она связана с проведением занятий коррекционного типа, построенных в соответствии с конкретным отклонением и динамикой его развития. Такая работа носит индивидуальный или групповой характер. Она призвана скорректировать то или иное нарушение, мешающее нормальному функционированию тех психических процессов, которые отвечают за готовность к школе и определяют успешность обучения в ней.
- Организация просветительской работы с родителями дошкольников. Родителей готовят к тому, что их ребенку необходимо перейти на новую ступень развития. Происходит знакомство со школьной адаптацией и ее спецификой при наличии того или отклонения в развитии. Просвещение родителей может быть реализовано в индивидуальной или групповой форме работы. Проводятся консультации и психологические тренинги.
- Психологическое просвещение педагогов ДОУ. В ДОУ коррекционного типа приглашаются специалисты по психологии, социальные педагоги, логопеды. Они проводят просветительскую работу в области развития и функционирования психических процессов дошкольников с отклонениями в развития в возрасте пяти-шести лет и направлений коррекционного развития таких детей, ориентированного на подготовку к школьному обучению.
- Организации связи со школьным учебным заведением. Воспитатели посещают школы, в которых будут обучаться их выпускники, беседуют с педагогами, логопедами и психологами, чтобы обсудить особенности развития каждого конкретного ребенка и уровень его психологической готовности к школе, выявить пути дальнейшего развития.
- Организация физической подготовки дошкольника. Физическое развитие ребенка тесно связана с остальными направлениями развития. Физические отклонения в развитии создают препятствия для полноценного развития дошкольника и формирования фундамента школьного обучения. Поэтому, уделяется особое внимание этому направлению в программе коррекционной подготовки.
- Формирование у дошкольников навыков бытой, повседневной жизнедеятельности. Сюда входят гигиенические навыки, навыки приема пищи и самообслуживания. Они необходимы для нормальной жизнедеятельности дошкольника с отклонениями в развитии и формирования чувства собственной полноценности. Данные навыки необходимы для социального развития дошкольника и умения вести себя в социальной среде.
- Коррекционные логопедические занятия, ориентированные на устранение речевых дефектов. Как правило, они присущи всем детям с отклонениями в развитии.
Подготовка к школе детей с нормальным развитием
Что касается подготовки к школьному обучению детей с нормальным уровнем развития, то оно реализуется по следующим направлениям учебно-воспитательной работы:
- Развитие речи дошкольника. Проводятся специальные занятия, ориентированные на формирование связной речи ребенка, навыков произнесения монологов и построения диалогов.
- Развитие грамматических навыков. Проводится обучение письменной речи, даются азы грамматического строя устной и письменной речи.
- Формирование навыков чтения. Детям даются уроки литературы, на которых они слушают и анализируют художественные произведения и учатся самостоятельно читать небольшие тексты или отрывки.
- Формирование элементарных математических представлений. Происходит освоение навыков счета в пределах сотни и совершения простейших вычислительных операций в пределах десяти. Также, происходит изучение форм и размеров, названий и отличительных черт геометрических фигур.
- Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Оно связано с формированием художественных навыков деятельности, развитием эстетического вкуса и эстетического восприятия окружающего мира.
- Физическое воспитание. Оно связано с формированием двигательных навыков и развитием физических качеств дошкольника. Они оказывают влияние на интеллектуальную серу личности и познавательные процессы дошкольника.
- Патриотическое развитие дошкольника. Оно ориентировано на формирование гражданской позиции дошкольника, формирование у него патриотических личностных свойств и навыков поведения.
Как правило, подготовка к школе носит комплексный характер. Это касается и коррекционной подготовки, и подготовки детей с нормальным развитием. Обучение проводится в игровой форме. Элементы обучения по всем направлениям включаются в разные виды детской деятельности. К примеру, на прогулке может быть реализовано художественно-эстетическое, физическое, патриотическое развитие ребенка и, даже, сформированы элементарные математические представления.