Основные проблемы подготовки к школе детей с умственной отсталостью
Готовность ребенка к обучению в школе – это комплексная характеристика развития ребенка, включающая степень развития психологических свойств его личности, необходимых для упрощения прохождения процесса социальной адаптации в новых условиях его жизнедеятельности.
Что касается детей с умственными отклонениями, то их подготовка к обучению в школе проводится в специальных образовательных учреждениях коррекционного типа. Это обусловлено спецификой развития детей данной категории и особенностью проблем их подготовки к школе. Среди этих особенностей можно выделить следующие:
- Проявление у детей с умственной отсталостью пониженного интереса к ближайшему вещественному окружению. Дети не желают заниматься никакими направлениями интеллектуальной деятельности и мотивация к ней является достаточно затруднительной;
- Нарушение координации движений, вызванных недоразвитостью моторных функций организма.
- Своеобразие восприятия. Ребенок с умственной отсталостью может иметь модальные нарушения в восприятии тех или иных объектов или ситуаций. Дети неточно воспринимают объекты, распознают их и воспринимают. Осязание детей может быть недостаточно развитым, что приводит к искажению пространственной ориентации;
- Неразвитость произвольного внимания. В основном у ребенка развито непроизвольное внимание. Оно переключается достаточно сложно, характеризуется неустойчивостью и малым объемом. Это приводит к затруднениям концентрирования на той работе, которую они выполняют и сосредоточения в течение некоторого временного промежутка;
- Сложности запоминания. Процессы памяти работают в более замедленном режиме. Дети плохо усваивают учебную информацию, способы запоминать ее в меньшем, чем предусмотрено нормами, количестве. Любой материал, будь он представлен в словесной или наглядной форме, запоминается с большим трудом, не имеет точных формулировок и не закрепляется надолго. Это приводит к возникновению проблем с воспроизведением услышанного или увиденного;
- Трудности с развитием наглядно-образного мышления. Образы не сохраняются в памяти умственно отсталых детей. логика оказывается недостаточно развитой, а анализ и синтез искажены;
- Проблемы с речью. У детей с умственной отсталостью возникают разнообразные дефекты речи. Они проявляются в малом объеме словаря ребенка, преобладании пассивного словаря, умениями строить только простые предложения с малым количеством слов и применением простейших синтаксических конструкций, сложности с формированием грамматических конструкций, совершении ошибок при произношении и написании отдельных слов.
Воспитание и обучение ребенка с умственной отсталостью должно носить развивающий и коррекционный характер. Это поможет максимальному раскрытию познавательных возможностей ребенка, исходя из степени развития его умственной отсталости. У детей формируются потребности к приобретению знаний и навыки их приобретения.
Направления работы по подготовке к школе детей с интеллектуальными отклонениями
Основными направлениями работы коррекционного учреждения, ориентированными на подготовку умственно отсталого ребенка к школе являются:
- Диагностика. На этом этапе происходит организация исследования ребенка медицинскими работниками, психологами и педагогами. Это позволяет отследить динамику развития психических, физических и интеллектуальных процессов организма, определить наиболее существенные проблемы и составить индивидуальную коррекционную программу подготовки к школе для каждого ребенка.
- Реализация основных воспитательных задач. Ребенка с умственной отсталостью необходимо научить социальному взаимодействию. Для этого происходит формирование нравственных ориентиров его деятельности и поведения, развивается уважение к труду и другим членам общества.
- Организация коррекционной работы, ориентированной на развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями. Происходит формирование механизмов развития детской психики и жизнедеятельности ребенка с отклонениями, профилактические работы по недопущению развития иных отклонений, вызванных интеллектуальными нарушениями, разработка плана по работе с родителями детей, имеющих умственные отклонения, ориентированная на оказание им психологической и педагогической помощи в воспитании ребенка.
- Решение образовательных задач. В данном направлении происходит работа, направленная на развитие познавательной активности учащихся, привития детям способов усвоения информации и развитие навыков ее применения в силу своих возможностей, организация разнообразных видов деятельности ребенка, актуальных для данного возрастного этапа, развитие умственных процессов, ориентированных на обучение в школе.
Основы деятельности ребенка дошкольного возраста с интеллектуальными отклонениями, ориентированной на подготовку к школе
Все виды деятельности играют свою особую роль в развитии ребенка. Важно, что при наличии у него отклонений в развитии, деятельность приобретает особый характер организации. Она становится ориентированной на раскрытие познавательных возможностей ребенка, преодоления его трудностей с восприятием, мышлением, речевыми функциями и памятью.
Ребенок принимает участие в предметной деятельности, которая постепенно переходит в игровую. Интеллектуальные отклонения требуют непрерывного привлечения ребенка к игре, его обучению выполнять игровые действия, чтобы развить простейшие логические связи, сформировать математические представления и географические познания к моменту обучения в школе.
Немного позднее, ребенок переходит к изобразительной и конструктивной деятельности, которые относятся к продуктивным формам деятельности. это отлично развивает восприятие, формирует представления о предмете, закрепляет знания о нем, что в свою очередь активизирует познавательную активность ребенка и развивает его речь.
Помимо этого, подготовка к усвоению школьных программ реализуется за счет участия ребенка в трудовой и учебной деятельности.
Любая деятельность начинается с постановки ее цели. Необходимо определить какова цель деятельности ребенка и к каким результатам она должна в итоге привести.
Дети учатся ставить цель и искать пути ее достижения, с использованием имеющихся у них средств и знания способов деятельности разных видов, с которой они уже знакомы. Дети планируют свою деятельность, формируя ее последовательность, учатся контролировать себя и свою работу, а затем подводить итоги, давая оценку полученным результатам. Все эти параметры составляют общие интеллектуальные навыки человека. Если ребенок не владеет ими, то обучение в школе оказывается для него нереальным.
Важную роль для развития интеллекта ребенка имеет создание благоприятной эмоциональной сферы. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, радостным и удовлетворенным тем, что он делает. На это направлена деятельность педагогов в коррекционном учебном учреждении.