Родительское собрание – это форма организации взаимодействия учебного заведения с родителями учащихся в виде встречи для обсуждения насущных проблем, решения вопросов учебно-воспитательной деятельности классного коллектива и повышения педагогической компетенции родителей.
Родительские собрания организуются классными руководителями, проводятся в разных формах, имеют разное целевое назначения и требуют от педагога предварительной подготовки данных встреч с родителями.
Стадии подготовки родительских собраний
Классный руководитель готовит родительские собрания заранее, соблюдая следующую последовательность действий по подготовке:
- Определение темы проведения собрания. Любое собрание имеет определенную тему. Данная тема не носит случайный характер. Она должна решать насущные образовательные задачи, быть ориентированной на повышение качества обучения. Тема зависит от этапа обучения, уровня развития классного коллектива, взаимоотношений учащихся, социальных статусов учащихся и их родителей, уровень развития культуры родителей, уровня их образования и заинтересованности в участии в работе учебного заведения и жизнедеятельности своего ребенка.
- Определение целевого назначения родительского собрания. Цели отражают результаты, которых необходимо достичь в ходе общения и взаимодействия с родителями учащихся. Это могут быть конкретные результаты обучения, решение проблем в учебной деятельности учащихся, дисциплинарные вопросы, выработка совместных направлений развития классного коллектива, организация разных форм внеурочной, внешкольной деятельности – экскурсии, поездки на природы, туристические походы и др., донесение до родителей информации об успеваемости детей, об организации учебно-воспитательного процесса, необходимости обращения внимания на конкретные аспекты воспитания и др.
- Исследование научно-методической литературы. Методические рекомендации помогают педагогу донести информацию по конкретной проблеме до родителей, выбрать оптимальные приемы ее освещения и дать рекомендации по вопросам общения и взаимодействия с детьми, решения воспитательных проблем, выбора методов мотивации детей к обучению и развитию.
- Проведение предварительной диагностической работы. Она поможет выявить отношение родителей к конкретной теме собрания, конкретной проблеме, уровень их заинтересованности в жизнедеятельности ребенка. Диагностирование проводится посредством использования методов анкетирования учащихся и родителей, тестирования, опроса и проведения бесед с учащимися.
- Составление хода реализации родительского собрания. Составляется план его проведения, последовательность действий педагога, формы организации взаимодействия с родителями, используемые приемы и методы воспитательного воздействия.
- Определение дня и времени проведения собрания и приглашения на него родителей. Родители приглашаются на собрание заранее. Важно, оповестить их о собрании примерно за две-три недели и повторно напомнить о нем за пару дней. Это позволяет родителям включить собрание в свои планы и найти время для его посещения. Следует отметить, что педагогу хорошо бы заранее узнать о возможностях посещения родителями собрания, чтобы, в случае невозможности посещения большей части родителей собрания перенести его на более удобную дату и время.
- Составление решения собрания. Данное решение ориентировано на реализацию совместной воспитательной работы классным руководителем и родителями. Педагог формирует предполагаемый список осуществляемых действий и ответственных за его реализацию, составляет для родителей памятки, инструкции, рекомендации реализации того или иного направления деятельности.
- Оборудование место проведения собрания. Педагог организует место проведения встречи с родителями в зависимости от вида родительского собрания и его целевого назначения. Понятное дело, что кабинет встречи с родителями приводится в порядок. Производится оснащение необходимым оборудованием и инструментарием: листами и ручками для родителей, ПК для представления презентации, плакатами, раздаточными пособиями и др. Выставочный и информационный материал должен быть тщательно продуман и отвечать теме собрания.
Структура родительского собрания
Перед проведением родительского собрания педагог составляет его сценарий. Независимо от темы собрания, его назначения, в него обязательно должны входить следующие компоненты:
- Анализ учебных достижений учащихся, уровень успеваемости классного коллектива. Здесь освещаются итоги учебной деятельности за определенный временной период;
- Решение вопросов социального взаимодействия учащихся, психологического микроклимата класса. Педагог знакомит родителей с обстановкой в классе, общением и взаимодействием учащихся друг с другом, другими классами, педагогами. Здесь же, могут быть рассмотрены проблемы социального развития учащихся, актуальность их решения, их значимость;
- Решение организационных вопросов учебно-воспитательной работы;
- Освещение конкретной темы собрания: просвещение родителей, постановка текущих проблем и нахождение совместного решения;
- Реализация психолого-педагогического просвещения родителей. Оно ориентировано на повышение педагогической компетентности родителей, оказание им помощи в решение образовательных и воспитательных проблем учащихся, вопросов межличностного взаимодействия с детьми;
- Подведение итогов встречи. Собрание завершается подведением итогов встречи: значимости и пользы информации для родителей, решении актуальных проблем, необходимость проведения повторного собрания той же направленности и т.д.;
- Проведение личных бесед с родителями. Такие беседы касаются решения определенных проблем с развитием, обучением и воспитанием отдельных учащихся. Педагог проводит индивидуальные беседы в целях избегания публичного освещения проблем конкретного ребенка и оказания индивидуальной помощи.
Рисунок 1.