Пластилинография – это разновидность декоративно-прикладного искусства, предполагающая создание из пластилина объемных аппликаций, лепных картин на различных основах.
Рисунок 1. Пластилинография. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Пластилинография относятся к нетрадиционным техникам рисования. Она обладает большим развивающим и воспитательным потенциалом, стимулирует творческое, речевое и интеллектуальное развитие детей.
Цели использования пластилинографии в образовательном процессе ДОУ
Пластилинография является относительно новой методикой творческого развития детей дошкольного возраста. При этом, она находит активное и плодотворное применение в образовательном процессе ДОУ и рекомендуется родителям для занятий с детьми в домашних условиях.
Обучение пластилинографии ориентировано на достижение следующих образовательных и развивающих целей:
- Воспитание интереса к лепке, как разновидности творческой деятельности.
- Развитие навыков работы с пластилином.
- Освоение приемов лепки.
- Создание картин, посредством использования пластилина и сочетания техники аппликации с техникой лепки.
- Развитие навыков ориентации на бумаге/картоне.
- Развитие мелкой моторики, что стимулирует речевое развитие.
- Знакомство с окружающим миром.
- Раскрытие творческого потенциала личности и воспитание творческой заинтересованности.
- Заложение основ формирования креативного мышления.
- Развитие эмоциональной сферы ребенка.
- Развитие фантазии и воображения.
- Воспитание художественного вкуса и навыков художественного творчества.
- Развитие у ребенка сенсорных навыков: восприятие форм, цветов, размеров объектов.
- Воспитание терпения и усидчивости.
Как видно, использование пластилинографии в образовательном процессе позволяет решить большое количество задач. Данная творческая деятельность способствует не только творческому развитию ребенка, но и помогает становлении речи, развитии пространственного мышления и пространственной ориентации, а также, помогает снять эмоциональное и психологическое напряжение детского организма, расслабить ребенка и активизировать его внимание на творчестве.
Этапы создания пластилиновых картин
Работа в технике пластилинографии предполагает поэтапный процесс ознакомления ребенка с лепкой из пластилина. Работа проводится в следующей последовательности:
Выбор создаваемого изображения. По сути разрабатывается его проект. Взрослый, совместно с ребенком, выбирает цвет фона, объект или сюжет, который будет изображен, его цветовую гамму. Как правило, сюжетные картины создаются в старшем дошкольном возрасте. ранее, детям предоставляется создание отдельных объектов. Обучение реализуется от простого к сложному.
Рисунок 2. Пластилинография. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисование. На этом этапе происходит зарисовка будущей картины. Она рисуется маркером или фломастером. Можно нарисовать и карандашом, чтобы подкорректировать недочеты в процессе рисования, но лучше его затем обвести маркером т.к. будут более ярко видны границы изображения.
- Организация лепки. Выполнение аппликации из пластилина требует предварительного освоения техники лепки. Она имеет свои особенности в данном виде творчества. Дети учатся отрывать от пластилина мелкие кусочки, выбирать необходимый размер кусочка, который необходимо прилепить к основе, надавливать его на основу и размазывать по поверхности от центра к краям контура. Постепенно осваивается комплексная работа с пластилином, сочетание разных приемов и отрабатывается скорость вылепливания.
- Завершение работы. Созданная картина может быть красиво оформлена – декорирована рамкой, приклеена к доске и покрыта лаком и т.д. Конечно, на начальных этапах использования техники можно ограничиться только создание картины без ее оформления. Но в более старшем возрасте, детям будет интересен данный вид творчества и развивающий потенциал занятия будет полнее реализован.
Основные приемы пластилинографии
Пластилинография реализуется, исходя из возрастных особенностей воспитанников. Первоначально осваиваются простейшие приемы пластилиновой лепки и пластилиновой аппликации. Затем, они дополняются более сложными.
Существуют следующие приемы пластилинографии:
- Размазывание. Данная техника ориентирована на детей любого возраста. Она предполагает размазывание пластилина от центра к краям и заполнении им необходимого пространства таким образом;
- Раскатывание. Данный прием более сложен и предполагает раскатку пластилина движениями рук в формах цилиндров и шариков;
- Сплющивание и вытягивание. Этот прием подразумевает скатывание из пластилина шарика или колбаски, их сжимание в руках для придания конкретной формы и произведения действий пальцами по вытягиванию необходимых элементов;
- Заглаживание. Данный прием ориентирован на создание гладкой поверхности из пластилина. Он используется, когда пластилин берется в качестве основы картины. Слой пластилина аккуратно разглаживается пальцами рук;
- Налепливание. Данный прием предполагает нанесение элементов из пластилина на готовый пластилиновый объект. К примеру, слепленному снеговику добавляется шарфик, на голову наносятся глаза, рот, нос;
- Прищипывание. Прием ориентирован на декорирование картины. Совершаются щипки пластилина (отдельных деталей картины) пальцами рук, чтобы придать определенный узор, декор изображению;
- Смешивание. Данный прием необходим для создания оттенков цвета. Также, используется в качестве средства декора изображения. Дети учатся разминать разные цвета шариков из пластилина в одном куске в руках или прямо на основе, т.е. в контуре изображения. Производится накладывание одного цвета на другой т.е. кусочков друг на друга в определенном порядке.
При работе с пластилином хорошо использовать мягкий пластилин, который легко поддается формированию. При создании аппликации применяются и дополнительные материалы: листья, семена, цветная бумага, пуговицы, бусины, бисер. Это позволяет украсить изображение и сделать работу ребенка более увлекательной и развивающей.