Компоненты планирования деятельности ДОУ
Планирование – это определение основных направлений будущей деятельности, этапов и методов ее реализации, исходя из условий и особенностей данной деятельности.
Планирование воспитательно-образовательной работы является сложным и многофакторным процессом. Оно требует от педагогов высокого квалификационного уровня развития, организаторских способностей и навыков видения перспектив педагогической работы.
На основании планирования воспитательно-образовательной работы дошкольное учреждение формирует содержание своей работы и делает процесс обучения и воспитания подрастающего поколения целенаправленным и личностно-ориентированным.
Планирование воспитательно-образовательной деятельности ДОУ реализуется на основании общеобразовательной программы, которая включает целевое назначение деятельности заведения и ее содержание в определенный временной период.
Основными компонентами планирования образовательной деятельности дошкольной организации являются:
- Перспективный план работы ДОУ.
- Календарный план воспитательно-образовательного процесса.
Перспективный план работы ДОУ- это формирование этапов реализации воспитательной и образовательной работы, последовательности ее исполнения, включающее решение конкретных целей и задач на каждом этапе реализации плана.
Перспективный план составляется на определенный временной период работы ДОУ и включает распределение деятельности воспитателя и мероприятия, которые требуется организоваться в этот период. Перспективный план составляется, исходя из целей и задачи работы ДОУ, определенных в его образовательной программе, на срок, равный месяцу, кварталу, полугодию, году. Если план составляется на год, то в ходе его реализации в него могут вноситься поправки.
Структурное строение перспективного плана включает следующие разделы:
- Целевое назначение воспитательно-образовательной работы ДОУ.
- Период реализации плана.
- Виды детской деятельности, реализуемой в течение данного временного периода.
- Литературное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности и методические пособия.
- Организация взаимодействия с родителями воспитанников.
Рисунок 1. Планирование воспитательно-образовательной работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Календарный план – это совокупность мероприятий и действий с указанием этапов, сроков, порядка и условий их выполнения, с разбивкой на каждый отдельный рабочий день.
Календарный план помогает распределить воспитательно-образовательную деятельность по дням того временного отрезка, на который составлен перспективный план т.е. если перспективный план составлен на месяц, то на его основании составляется календарный план, распределяющий все мероприятия и виды детской деятельности, работу с родителями на каждый день. Это позволяет полноценно реализовать перспективный план и обеспечить качественную воспитательно-образовательную деятельность ДОУ. Он составляется на основе перспективного плана и дорабатывается, исходя из особенностей развития детей отдельной возрастной группы, оценки их деятельности, установления взаимодействия с родителями.
Технология разработки календарного плана
Содержание календарного плана отражает проведение воспитателем образовательной деятельности, которая включена в режим дня дошкольного учреждения. Данная деятельность может быть реализована на основании организации специальных учебных занятий, включена в игровой процесс, в самостоятельную детскую деятельность и иные моменты режима дня дошкольников.
План отражает целевое назначение каждого образовательного занятия, методы и формы его реализации, инструментарий, подготовительную работу, если она требуется.
Рисунок 2. Примерное календарное планирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технология разработки ежедневного календарного плана основана на соблюдении следующих требований:
- Определение допустимой учебной нагрузки для детей конкретной возрастной группы. Нельзя включать в план такой объем работы, который приведет к умственной перегрузке детей.
- Определение этапов воспитательно-образовательной работы в течении дня, исходя из учета гигиенических норм и медицинских закономерной реализации режимных моментов дня.
- Учет условий реализации плана: местоположение ДОУ, климат, природные особенности той или иной местности, время года, погодные условия и т.д.
- Обязательное чередование совместной работы воспитателя с детьми с самостоятельной деятельностью детей.
- Рассмотрение изменения работоспособности детей в определенные временные промежутки дня и анализ работоспособности при выполнении образовательной деятельности в течение недели.
- Учет индивидуальных особенностей развития отдельного ребенка, уровня их развития для создания дифференцированной системы реализации плана.
- Системный характер проведения плановых мероприятий.
- Регулярность, поэтапность и цикличность воспитательных и образовательных мероприятий.
- Включение в образовательную деятельность рекомендаций всех специалистов ДОУ: психологов, медицинских работников, социальных педагогов.
- Связь ежедневной воспитательной и образовательной работы.
- Планирование должна включать элементы мотивации к образовательной деятельности детей.
- Планирование должно включать обязательные элементы разрядки, отдыха на обучающих занятиях. Необходимо устраивать физ.минутки или иные действия, приносящие детям радость и расслабляющие их. Эмоциональная разгрузка необходима дошкольникам всех возрастных групп.
- Включение в план работы с родителями воспитанников.
Принципы составления воспитательно-образовательного плана работы ДОУ
План воспитательно-образовательной работы составляется в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства и базируется на следующих принципах:
- Принцип развивающего обучения. Любая деятельность ДОУ должна быть направлена на развитие воспитанников.
- Принцип комплексности. Воспитательно-образовательная работа ДОУ должна строиться таким образом, чтобы она имела комплексный характер и тематическую направленность.
- Принцип интеграции образовательной работы, исходя из возрастной и индивидуальной специфике развития воспитанников.
- Принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных задач.
- Принцип опоры на научные педагогические знания и теории дошкольной педагогики.
- Принцип сотрудничества. План должен включать построение системы взаимодействия с семьями воспитанников. Родители должны принимать участие в воспитательной деятельности, а педагоги помогать в повышении их педагогической компетентности.