Первый кадетский корпус — это военное учебное заведение в Санкт-Петербурге.
История создания
История создания российского кадетства берет свое начало с лейпцигского парада. Именно на этом параде Петр I впервые увидел воспитанников кадетского корпуса, которые шли, чеканя шаг. Петра впечатлило увиденное, и спустя 5 лет, в 1701 году, им была открыта Навигацкая школа, позднее были созданы инженерная и артиллерийская школы. Однако данных учебных заведений для воспитания необходимого количества военных кадров российской армии было недостаточно.
Инициатива по созданию в Санкт-Петербурге кадетских корпусов для детей дворян принадлежала графу П.И. Ягужинскому. Данная инициатива была поддержана императрицей Анной Иоанновной, которая подписала соответствующий указ для Сената 29 июля 1731 года. В соответствии с данным Указом, предписывалось учредить кадетский корпус, который необходимо было разместить в Меншиковском дворце, находящемся на Васильевском острове.
Открытие первого кадетского корпуса состоялось 17 февраля 1732 года, в этот день было принято 56 кадетов. В июне кадетов в корпусе уже насчитывалось 352 человека, что составляло три роты.
Первый выпуск кадетов состоялся 8 июня 1734 года, выпускалось 11 кадетов, все они были произведены в звание прапорщиков.
Создание кадетского корпуса требовало определенных финансовых вложений, наличие помещения и, что самое важное, подбор преподавателей, которые бы смогли качественно подготовить будущие военные кадры. Первые педагоги принимались в корпус без каких-либо испытаний, с 1736 года ситуация изменилась, к кандидатам стали предъявляться конкретные требования. Чаще всего на должность педагогов стали привлекать лучших выпускников корпуса.
На протяжении всего существования кадетского корпуса императорская семья благоволила кадетам, которых принято было называть «маленькими капитанами». Так, по приказу Елизаветы Петровны для кадетского корпуса была построена и освещена домовая церковь.
Система воспитания и образования
Целью образования и воспитания в кадетском корпусе являлась подготовка «усердных и преданных слуг Отечеству и Государю», а для общества и семьи дать честных и религиозных людей.
В систему воспитания входили такие направления как нравственное совершенствование и физическое развитие будущих защитников. У кадетов воспитывали уважение и любовь к Родине и Государю, своему народу. Учителя занимались воспитанием таких личностных качеств воспитанников как патриотизм, стойкая гражданская позиция, верное понимание принципов государства, общественные и семейные добродетели, чистота нравов, твердость духа и характера.
Зачисление в Кадетский корпус осуществлялось с 11-ти лет. Общая численность каждого набора составляла 600 человек, которых делили на 5-ть рот. Каждая рота имела характерные отличия и свое индивидуальное название:
- Гренадерская рота
- Первая рота
- Вторая рота
- Третья рота
- Мушкетерская рота
- Неранжированная рота
Таким образом, в первом кадетском корпусе, осуществлялась подготовка различного рода офицеров для службы в рядах российской армии.
Помещения кадетского корпуса носили название камор или камер, которые представляли собой комнаты небольшой величины, в каждой из которых размещалось по 16 человек. В комнате стояли железные кровати в четыре ряда. Как такового отопления не было, поэтому зимой в каморах было достаточно холодно.
Специально для кадетов была разработана программа обучения, которая не изменялась в зависимости от времени года.
Подъем у кадетов был в 6 часов утра, дежурный барабанщик бил сигнал для всеобщего пробуждения, утреннего туалета и построения. Во время построения дежурный офицер осматривал чистоту рук и формы кадетов. После осмотра проводилась молитва, затем завтрак.
С 7-ми часов начинались занятия в классах. Во время обучения всем кадетам внушали, что они все в равной степени способны, а их неуспешность в обучении объясняется недостаточным усердием.
Преподавались следующие учебные дисциплины: Закон Божий, история, география, языки, рисование, чистописание, физика, химия, фехтование, тактика, артиллерия, гимнастика, танцы и т.д.
Перерывы между учебными занятиями составляли 15 минут, во время которых кадетам позволялось погулять по коридорам.
Уроки заканчивались в полдень. После обеда кадетам раздавали оружие и амуницию, после чего они приступали к изучению практических приемов: фехтование, верховая езда и т.д.
После окончания всех занятий кадеты расходились по каморам, где они могли заниматься чем угодно. В основном кадеты посвящали это время отдыху или прогулкам.
Кадетов из старших классов один раз в месяц водили на разнообразные экскурсии: на заводы, музеи, театры и т.д.
Время перед ужином отводилось на выполнение уроков и повторение пройденного.
Ужин был в 20-ть часов, после которого кадеты возвращались в каморы. Один час перед отбоем отводился на подвижные игры. Кроме того, в кадетском корпусе был организован собственный театр, где кадеты могли ставить театральные постановки, организовывать различные праздничные представления. Для любителей гимнастики был оборудован спортивный зал, со всеми необходимыми снарядами.
Оставшееся время кадеты посвящали починке обуви и одежды. В 22-а часа били отбой, в это время все должны были уже находиться в постелях и тушить свечи.
Летний период отличался только лишь тем, что большая часть кадетов выезжала в летние лагеря, которые находились недалеко от Царского Села. В условиях летних лагерей кадет осваивали различные военные обязанности и оттачивали их применение на практики.
После Крымской войны произошла переоценка взглядов по подготовке офицеров, так как война показала наглядно необразованность многих из них. Все это требовало кардинальных перемен в воспитании и обучении кадетов. В 1863 г. Кадетский корпус был преобразован в Павловское военное училище.