Этапы развития педологии
Педология – это отрасль педагогической науки, изучающая комплексный подход к воспитанию, обучению и развитию ребенка, путем применения данных различных научных дисциплин: медицины, психологии, социологии, биологии, педагогики.
Зарождение педологии в Советском Союзе произошло сразу после становления образовательной системы СССР. В это время активно формировалась сеть педологических учреждений по всему Советскому Союзу, печатались педологические пособия, проводились конференции педологов. Педологии и ее последователям отводилось особое место в научном мире и образовательном пространстве СССР.
В становлении педологии, как отдельной научной отрасли педагогики СССР можно выделить три основных этапа:
- Начало 20-х годов XX столетия. В этот период происходит вливание данных психологии в педагогическую практику. Детская психология и психология педагогики являются составным компонентов педологии. Поэтому, в образовательной системе СССР появляется новый элемент – психологическая служба. Как правило, она была внедрена в школы. Ее деятельность была ориентирована на разработку единой концепции и методологии развития ребенка, которая строилась на основе идей биогенетики и рефлексологических концепций развития ребенка. Особенностью развития педологии этого периода было то, что идеи психологии не находили в ней полноценного отражения. Психические функции ребенка, их развитие трактовалось очень упрощенно. Биологические и социальные факторы воздействия на личностное развитие ребенка ограничивались их механическим восприятием. Таким образом, педологическое обеспечение педагогического процесса в образовательных заведениях не было высокоразвитым. Это было связано с ее недостаточной организацией и кадровым снабжением. Как правило, психологическая служба в школах была ограничена выполнением психологических функций медицинским работником учреждения. В результате чего, исследование психических процессов организма и свойств личности не были полноценно исследованы т.к. компетентности школьного врача на это не хватало. Они проходили краткосрочные курсы по изучению особенностей развития ребенка на разных возрастных этапах и поведенческих реакций. Такую же подготовку получали и педагоги школы. Таким образом, этот этап в развитии педологии СССР можно назвать подготовительным, поскольку качественные параметры психического развития детей приобретали в руках школы биологический уклон. При этом, важно отметить, что педологическая служба школ не занималась реальными практическими исследованиями развития учащихся и активным формированием их личности. Они только регистрировали фактические данные, полученные от педагогов.
- Конец 20-х годов XX столетия. Происходит развитие реального участия педологов в учебно-воспитательной работе. На съезде педологов в начале 1928 года произошло принятие решения о том, что личностное развитие ребенка необходимо рассматривать, как процесс, находящийся под влиянием комплекса условий, в которых проживает ребенок, а также полноценных психологических и физиологических параметров его развития. Происходит переход от тестирования, характерного для подготовительного этапа развития педологии, к формированию практических методов исследования развития ребенка, с упором на выявление динамики его психического развития и влияние социальных факторов на этот процесс.
- Середина 30-х годов XX столетия. В это время происходит падение педологии и ее уход из образовательной практике на пару десятилетий. Педологические идеи перестают согласовываться с идеями социализма о равноправии рабочих в получении образования и всеобщего равенства, а также идеями коллективизма, лежащего в основе коммунистической образовательной политики. Идеи педологии не находили грамотного практического воплощения и стали обузой бюджетного финансирования. В 1936 году было принято Постановление «О педологических извращениях», которое положило конец существованию данной научной отрасли.
Причины краха педологии
Педология имела свои особенности развития, достоинства и недостатки. Ее основная заслуга состоит в том, что она дала педагогической науке обширную почву для размышлений и продемонстрировала необходимость системного рассмотрения личностного развития ребенка, которое затрагивает его физиологию, психику, социальную деятельность, здоровье, потребности, интересы и стремления.
Что касается причин ее развала, то можно выделить следующие:
- Синтез наук при разработке комплексного метода развития находился на слабом уровне развития. Он не учитывал духовные свойства личности и ее нравственные характеристики. Кроме того, правда, свобода не употреблялись в педагогике, поскольку считались религиозными канонами, а религия в период СССР была заменена социалистической идеологией. Любые религиозные проявления и черты тщательно ликвидировались.
- Происхождение человека и его сущность рассматривались с двух крайностей: биологизаторского и социологизаторского толкования.
- Происхождение ребенка, его особенности развития, формирования профессиональной ориентации и социальной направленности было не достаточно глубоко изучено и обобщено.
- Отсутствовало дифференцированное представление о индивидуальных особенностях личности: характере, темпераменте, воле.
- Коррекционные учебные заведения того времени работали недостаточно эффективно.
- Массовое внедрение в педологию идей генетики и биологии. Это оказывало отрицательное воздействие на идеологию коммунистической партии.
- Исследуемые педологией явления представляли большой объем, а на это не хватало кадровых, временных, финансовых ресурсов.
- Педология не справлялась с систематизацией данных, проведением их детального мониторинга и расширенного исследования.