Педагогическое творчество – это процесс преобразования имеющихся в педагогической практике знаний и способов деятельности, их перевод на новый уровень развития.
Педагогическое творчество выступает одним из элементов развития педагога в профессиональной области деятельности. Сначала у педагога формируются определенные профессиональные умения и навыки, которые, постепенно, по мере накопления педагогического опыта переходят в педагогическое мастерство т.е. становятся теми умениями, действиями, которые педагог выполняет безукоризненно. Педагогическое мастерство служит фундаментом развития педагогического творчества.
Рисунок 1. Педагогическое творчество. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия развития педагогического творчества
Формирование педагогического творчества зависит от соблюдения ряда условий подготовки педагогических кадров и их профессиональной деятельности:
- Отбор профессионально пригодных абитуриентов, поступающих на педагогические специальности. Уровень знаний будущих педагогов по профильным дисциплинам не является подтверждением их профессиональных возможностей и профессиональной пригодности. Профессионально непригодные кадры не могут развиваться и расти, развивать педагогическое мастерство и использовать творческий подход в своей деятельности.
- Развитие основ педагогической работы педагога в ходе его профессионального обучения. Способы формирования профессионального мастерства, основы творческого подхода к педагогической деятельности необходимо демонстрировать на стадии обучения педагогов.
- Развитие навыков самостоятельной профессиональной деятельности педагога. Она лежит в основе накопления педагогического опыта, формирования профессионализма педагога.
- Практико-ориентированность педагогического обучения. Под ней подразумевается обучение, ориентированное на практическую профессиональную деятельность, освоение методов и технологий работы будущего педагога, знакомство с передовым педагогическим опытом, инновациями. Также, в ходе обучения должны быть сформированы профессионально значимые качества будущего педагога, выступающие основой его профессионального мастерства.
- Мотивация к выполнению педагогической деятельности, достижению образовательных целей и задач. Педагог должен знать о важности своей роли для развития социума, собственного благополучия. Это мотивирует его к совершенствованию и развитию своих профессиональных навыков.
- Установление гуманного стиля педагогического взаимодействия. Он формирует основы творческой направленности педагогической деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей развития личности педагога, его профессиональных потребностей и интересов. Должны создаваться условия в профессиональной среде, способствующие проявлению творческого потенциала каждого отдельного педагога.
- Положительный микроклимат в учебном заведении, коллективе педагогов. Творческая атмосфера учебного заведения помогает созданию такой обстановки, которая мотивирует к активной педагогической практике, развитию учреждения, саморазвитию педагогов и творческой направленности их деятельности.
Уровни педагогического творчества
Уровень развития педагогического творчества отдельного педагога оценивается согласно его навыкам оценки и анализа своей деятельности, а также сложности решаемых задач и противоречий.
Основными уровнями развития педагогического творчества являются:
- Информационно-воспроизводящий уровень. Педагог владеет навыками воспроизведения педагогического опыта, может решать простые задачи и оценивать их выполнение.
- Адаптивно-прогностический уровень. Он связан с навыками педагога преобразовывать педагогические данные, выбирать методы и средства работы, оптимального взаимодействия с учащимися, применять стандартные инструменты в новых ситуациях.
- Рационализаторский. Он характеризует владение педагогом навыками решения сложных задач, нестандартных ситуаций. Он использует новаторство в своей работе, применяет новые методы обучения и воспитания, занимается методическими разработками.
- Научно-исследовательский. Педагог данного уровня формирует основы новой дидактической системы образования. Он проводит исследования, позволяющие ему создать новые способы деятельности, сформировать новые механизмы реализации образовательного процесса. Эти механизмы могут опираться на имеющиеся средства работы и методическую основу деятельности, но давать больший эффект в образовательном процессе, достижении целей и задач образования.
- Креативно-прогностический. Он характеризует нестандартность педагогической мысли и деятельности. Педагог нарушает стереотипы организации образовательной деятельности, преобразует ее, формирует инновационные подходы и принципы педагогической работы.
Практика педагогического творчества в учебных заведениях
В настоящее время педагогическое творчество активно развивается. Это означает, что творческий подход педагогов к деятельности поощряется, создаются условия для его становления и развития.
Вот примеры педагогического творчества современных педагогов:
- В одной из школ Москвы, педагог применяет нестандартный подход к развитию потенциальных возможностей учащихся. Учитель не обращает внимания на проблемы в обучении, неспособности к освоению той или иной дисциплины, а акцентирует внимание на сильных сторонах учащегося, его потребностях. Они демонстрируются другим учащимся, что стимулирует их к собственному развитию, а также оказанию помощи отстающим детям в той или иной дисциплинарной области;
- Проведение уроков-путешествий в начальной школе. Уроки- путешествия проводятся на уроке математики для изучения чисел и на уроках русского языка – для ознакомления с орфографией. Также, их можно применять и в познании окружающего мира, изучения основ его устройства. Педагог использует сказку, в которую погружаются дети и занимаются познанием, отправляясь в путешествие по ней;
- Составление творческих отчетов педагогической деятельности в одном из учебных заведений города Санкт-Петербурга. Творческие отчеты формируются каждым педагогом после проведения ими занятий творческой направленности. Они представляются на специально организованном мероприятии с участием всех педагогов. Творческие отчеты выступают способом передачи педагогического опыта. Они хранятся в папке с методическими материалами, в которой описано содержание каждой творческой работы, ее целевое назначение и планируемые итоги использования в образовательном процессе.