Традиционная классификация уровней педагогического общения
Уровни общения – это определенные поведенческие проявления, которые позволяют судить о характере и особенностях взаимодействия собеседников.
Уровень общения тесно взаимосвязан с действиями педагога, соответствующими частичным (парциальным) оценкам. Все воздействия можно подразделить на: позитивные, при которых наблюдаются поощрение самостоятельности, одобрение, похвалу, совет, просьбу, юмор и предложение; негативные, включающие насмешки, замечания, иронию, угрозу, упрек, придирки и оскорбления.
Традиционно выделяют следующие уровни общения:
- Высокий уровень. Характеризуется взаимопониманием, теплым взаимоотношением, доверительными отношениями и т.д.
- Средний уровень. Характерны сдержанные отношения, без особого проявления тепла или каких-либо негативных проявлений.
- Низкий уровень. Характеризуется непониманием, отчужденностью, холодностью, неприязнью, отсутствием взаимопомощи.
Модели педагогического общения
Различные уровни педагогического взаимодействия формируют разные модели поведения педагога в общении с воспитанниками.
Основные модели общения:
- Диктаторская модель (модель «Монблан»). Педагог несколько отстранен от обучающихся, он находится как бы «над ними». Учащиеся выполняют роль единой безликой массы. Личностное взаимодействие отсутствуют. Все педагогические функции сводятся к информационному сообщению. Отсутствие психологического контакта приводит к пассивности и безынициативности студентов.
- Неконтактная модель (модель «Китайская стена»). По психологическому содержанию модель напоминает диктаторскую модель. Между педагогом и обучающимися возникает слабая обратная связь. Модель характеризуется отсутствием с любой стороны желания к сотрудничеству, носит информационный характер. Преподаватель подчеркивает свой статус, наблюдается снисходительное отношение к обучаемым. Между педагогом и обучающимися существует слабое взаимодействие.
- Модель дифференцированного внимания (модель «Локатор»). Общение основано на избирательных отношениях с обучающимися. Педагог настроен на работу только с частью аудитории, с «избранными» (это могут быть как талантливые, одаренные учащиеся, так и слабые ученики).
- Гипорефлексная модель (модель «Тетерев»). Педагог в общении замыкается на себе, практически не реагирует на слушателей, его речь в основном состоит из монолога. Между педагогом и обучающимися практически отсутствует контакт, вокруг педагога постепенно формируется психологический вакуум.
- Гиперрефлексная модель (модель «Гамлет»). Педагога заботит в основном то, как он воспринимается обучающими. Содержательная сторона взаимодействия практически не учитывается. Педагог возводит в абсолют межличностные отношения, которые приобретают для него доминирующее значение. У педагога формируется социально-психологическая чувствительность преподавателя.
Уровни педагогического общения
В педагогической, психологической литературе часто используется следующая классификация уровней педагогического общения:
- Примитивный уровень. Во время общения идет «борьба», кто сильнее по общению. Тактика общения с собеседником выбирается также выбирается примитивная.
- Манипулятивный уровень. Один из собеседников прибегает к разного рода уловкам и ухищрениям с целью выгадать для себя выгоду. Благодаря манипуляциям один из партнеров по общению вынуждает другого совершать выгодные для себя действия. Манипуляция представляет собой тонкую игру. Существуют разные типы манипулятивных систем: пассивный, активный, безразличный и соревнующийся манипулятор.
- Стандартизированный уровень, или «контакт масок». Один из собеседников пытается скрыть свое состояние, все время одевает воображаемую «маску». Маски могут быть самые разнообразные. «Маска шута» позволяет ограничить общение с нежелательными собеседниками (учащиеся в такой маске игнорируют педагога, его замечания, отделывается шутками, несерьезными репликами и др.). «Маска тигра» позволяет держать партнера на расстоянии и демонстрировать агрессивность. «Маска зайца» помогает избежать насмешек и гнева со стороны более сильного партнера. Существуют «маска угодливости», «маска послушания», «маска робости». Данный уровень предусматривает ограничения, которые накладываются на участие личности в диалоге, так как вместо себя предлагается общение с маской. Истинного и искреннего общения на этом уровне достичь невозможно.
- Конвенциональный уровень. Собеседники могут достичь определенного соглашения, заключается своеобразная конвенция о правилах общения. Конвенциальное общение подразумевает поведение по образцу «это не мое дело», «меня это не касается».
- Игровой уровень. Собеседник старается быть интересным, хочет произвести наилучшее впечатление, понравиться. На этот уровень выходят с теми людьми, общение с которыми доставляют наиболее приятные чувства. Общение строится на определенной симпатии и неравнодушии к партнеру, желании продолжать общение, которое доставляет удовольствие всем участвующим в общении. Если есть «уколы», то они носят мирный характер и прощаются друг другу.
- Деловой уровень. При общении основное внимание уделяется компетентности, умственной и деловой активности, способности совместно решать вопросы. Внешним атрибутам внимания уделяется мало. Из такого общения люди выносят зримые плоды совместной деятельности в виде духовных и материальных ценностей, стойкие чувства привязанности, взаимного доверия и теплоты (возможны проявления антипатии и неприязни друг к другу).
- Духовный уровень. Общение характеризуется видеть и говорить с партнером, некой устремленностью собеседников друг к другу, желанием делиться своими сокровенными мыслями, задавать вопросы, делать что-то важное.
- Многоуровневый характер общения. Общение осуществляется одновременно на нескольких уровнях.
Для удачного педагогического общения педагог должен уметь распознавать уровни общения, находить наиболее адекватный способ поведения.