Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Уровни педагогического общения

Традиционная классификация уровней педагогического общения

Замечание 1

Уровни общения – это определенные поведенческие проявления, которые позволяют судить о характере и особенностях взаимодействия собеседников.

Уровень общения тесно взаимосвязан с действиями педагога, соответствующими частичным (парциальным) оценкам. Все воздействия можно подразделить на: позитивные, при которых наблюдаются поощрение самостоятельности, одобрение, похвалу, совет, просьбу, юмор и предложение; негативные, включающие насмешки, замечания, иронию, угрозу, упрек, придирки и оскорбления.

Традиционно выделяют следующие уровни общения:

  • Высокий уровень. Характеризуется взаимопониманием, теплым взаимоотношением, доверительными отношениями и т.д.
  • Средний уровень. Характерны сдержанные отношения, без особого проявления тепла или каких-либо негативных проявлений.
  • Низкий уровень. Характеризуется непониманием, отчужденностью, холодностью, неприязнью, отсутствием взаимопомощи.

Модели педагогического общения

Различные уровни педагогического взаимодействия формируют разные модели поведения педагога в общении с воспитанниками.

Основные модели общения:

  1. Диктаторская модель (модель «Монблан»). Педагог несколько отстранен от обучающихся, он находится как бы «над ними». Учащиеся выполняют роль единой безликой массы. Личностное взаимодействие отсутствуют. Все педагогические функции сводятся к информационному сообщению. Отсутствие психологического контакта приводит к пассивности и безынициативности студентов.
  2. Неконтактная модель (модель «Китайская стена»). По психологическому содержанию модель напоминает диктаторскую модель. Между педагогом и обучающимися возникает слабая обратная связь. Модель характеризуется отсутствием с любой стороны желания к сотрудничеству, носит информационный характер. Преподаватель подчеркивает свой статус, наблюдается снисходительное отношение к обучаемым. Между педагогом и обучающимися существует слабое взаимодействие.
  3. Модель дифференцированного внимания (модель «Локатор»). Общение основано на избирательных отношениях с обучающимися. Педагог настроен на работу только с частью аудитории, с «избранными» (это могут быть как талантливые, одаренные учащиеся, так и слабые ученики).
  4. Гипорефлексная модель (модель «Тетерев»). Педагог в общении замыкается на себе, практически не реагирует на слушателей, его речь в основном состоит из монолога. Между педагогом и обучающимися практически отсутствует контакт, вокруг педагога постепенно формируется психологический вакуум.
  5. Гиперрефлексная модель (модель «Гамлет»). Педагога заботит в основном то, как он воспринимается обучающими. Содержательная сторона взаимодействия практически не учитывается. Педагог возводит в абсолют межличностные отношения, которые приобретают для него доминирующее значение. У педагога формируется социально-психологическая чувствительность преподавателя.
«Уровни педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Уровни педагогического общения

В педагогической, психологической литературе часто используется следующая классификация уровней педагогического общения:

  • Примитивный уровень. Во время общения идет «борьба», кто сильнее по общению. Тактика общения с собеседником выбирается также выбирается примитивная.
  • Манипулятивный уровень. Один из собеседников прибегает к разного рода уловкам и ухищрениям с целью выгадать для себя выгоду. Благодаря манипуляциям один из партнеров по общению вынуждает другого совершать выгодные для себя действия. Манипуляция представляет собой тонкую игру. Существуют разные типы манипулятивных систем: пассивный, активный, безразличный и соревнующийся манипулятор.
  • Стандартизированный уровень, или «контакт масок». Один из собеседников пытается скрыть свое состояние, все время одевает воображаемую «маску». Маски могут быть самые разнообразные. «Маска шута» позволяет ограничить общение с нежелательными собеседниками (учащиеся в такой маске игнорируют педагога, его замечания, отделывается шутками, несерьезными репликами и др.). «Маска тигра» позволяет держать партнера на расстоянии и демонстрировать агрессивность. «Маска зайца» помогает избежать насмешек и гнева со стороны более сильного партнера. Существуют «маска угодливости», «маска послушания», «маска робости». Данный уровень предусматривает ограничения, которые накладываются на участие личности в диалоге, так как вместо себя предлагается общение с маской. Истинного и искреннего общения на этом уровне достичь невозможно.
  • Конвенциональный уровень. Собеседники могут достичь определенного соглашения, заключается своеобразная конвенция о правилах общения. Конвенциальное общение подразумевает поведение по образцу «это не мое дело», «меня это не касается».
  • Игровой уровень. Собеседник старается быть интересным, хочет произвести наилучшее впечатление, понравиться. На этот уровень выходят с теми людьми, общение с которыми доставляют наиболее приятные чувства. Общение строится на определенной симпатии и неравнодушии к партнеру, желании продолжать общение, которое доставляет удовольствие всем участвующим в общении. Если есть «уколы», то они носят мирный характер и прощаются друг другу.
  • Деловой уровень. При общении основное внимание уделяется компетентности, умственной и деловой активности, способности совместно решать вопросы. Внешним атрибутам внимания уделяется мало. Из такого общения люди выносят зримые плоды совместной деятельности в виде духовных и материальных ценностей, стойкие чувства привязанности, взаимного доверия и теплоты (возможны проявления антипатии и неприязни друг к другу).
  • Духовный уровень. Общение характеризуется видеть и говорить с партнером, некой устремленностью собеседников друг к другу, желанием делиться своими сокровенными мыслями, задавать вопросы, делать что-то важное.
  • Многоуровневый характер общения. Общение осуществляется одновременно на нескольких уровнях.

Для удачного педагогического общения педагог должен уметь распознавать уровни общения, находить наиболее адекватный способ поведения.

Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot