Вербальные приемы общения
Вербальный (устный, словесный) прием общения – прием, осуществляемый при помощи речи.
Процесс восприятия и понимания речи тесно связан с процессом учебного слушания, на которое отводится большая часть учебного времени. От правильной и совершенной речи педагога процесс правильного восприятия обучающимися учебного материала. Речь, как бы она ни была познавательна и интересна, не будет восприниматься учащимися, если педагог будет говорить невыразительно, нечленораздельно и хрипло.
Голос является эффективным средством воздействия на слушателя. Звучный и выразительный голос способен с первых минут завоевать все внимание человека, завоевать их доверие и симпатию.
Голос является основным средством устной речи педагога.
В педагогической деятельности очень важно:
- говорить просто и выразительно, выступая с докладом, лекцией, декламируя стихи и прозу;
- владеть силой и интонацией голоса, акцентируя значимые слова и выражения;
- грамотно использовать выражения в различных ситуациях.
Педагогу важно постоянно работать над дыханием, дикцией и голосом. Овладеть техникой речи можно через овладение речевым дыханием и голосом. Любой педагог должен иметь хорошую орфоэпическое произношение и дикцию.
Дикция – это правильность и отчетливость произнесения отдельных звуков, что обеспечивается правильной работой органов речи.
Артикуляционный аппарат должен работать без лишнего напряжения и активно. Все звуки и их сочетания необходимо произносить легко, четко и свободно.
Активизировать артикуляционный аппарат, отработать правильность и четкость произнесения звуков, тренировать голос помогут различные специальные упражнения и скороговорки. Работая над голосом, необходимо обратить внимание на освобождение его от напряжения, а также на совершенствование его лучших качеств.
Невербальные приемы общения
Язык невербального общения включает умение правильно оценить мимику участников общения, их жесты, направленность взгляда, позу, движения, поведение и т.д.
Педагог, общаясь с учащимися, значительную часть информации о его эмоциональном состоянии, отношения к чему-либо, намерений, получает из мимики, жестов, интонации, взгляда, позы, манеры слушать.
Невербальные аспекты общения:
- играют значительную роль в установлении контактов и в регулировании взаимоотношений;
- определяют самочувствие и эмоциональную атмосферу педагога и учащегося;
- активно задействованы в учебно-воспитательном процессе.
При взаимодействии педагога с учащимися невербальное общение реализуется через такие факторы, как:
- Прикосновение, или тактильная коммуникация. Очень важно использовать тактильную коммуникацию при работе с младшими школьниками. С помощью прикосновения можно установить контакт, привлечь внимание, выразить отношение к ребенку. Не прерывая урока при помощи прикосновения, учитель может вернуть к работе ученика, коснувшись его плеча или руки, отметить хороший ответ, успокоить возбужденного.
- Мимика. В установлении контакта с учащимися помогает выражение уверенности в себе, своевременная улыбка, расположенность к общению. Все многообразие мимических движений помогают выразить свое отношение и эмоциональное состояние к ученику, его поступку или ответу, отразить понимание, интерес или равнодушие и т.д.
- Жесты. Жестикуляция педагога выступает для учеников индикатором его отношений к ним. Характер жестов преподавателя создает определенный настрой. Жесты помогают удерживать внимание воспитанников, являются фактором эффективного обучения. Каждый педагог для организации внимания активно использует жесты имитации, жесты указания, жесты подчеркивания и т.д. Жесты помогают активизировать разные познавательные процессы: памяти, зрительного восприятия, воображения и наглядно-образного мышления.
- Визуальное взаимодействие. Доброжелательный и внимательный взгляд при выслушивании учащегося позволяет поддерживать обратную связь.
- Дистанция общения. Взглядом педагог может задать вопрос или дать ответ, выразить отношение к учащемуся, его поведению и т.д.
- Пространственный фактор. Любой педагог интуитивно выбирает оптимальное расстояние при общении с учащимися. Важную роль при этом играют размеры помещения, число обучающихся, характер взаимоотношений с аудиторией.
Психологические приемы педагогического общения
Как педагогам, так и воспитанникам характерно принимать позицию того человека, к которому испытывается искреннее эмоционально-позитивное отношение. В то же время отвергается или принимается с трудом позиция лица, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.
В педагогическом общении существуют определенные приемы управления эмоционально-заряженными факторами. Педагогу важно уметь располагать к себе других лиц, завоевывать их доверие, вызывать чувство симпатии, т.е. формировать аттракцию (притяжение). Существуют психологические приемы формирования аттракции, которыми должен владеть каждый педагог.
Во время общения на органы чувств человека поступает большое количество разных сигналов. Воздействующий на органы чувств сигнал может остаться или исчезнуть. Все зависит от значимости этого сигнала для данной личности, несет ли этот сигнал достаточный эмоциональный заряд. Эмоционально значимый сигнал, минуя сознание, остается в сфере бессознательного, откуда оказывает свое воздействие, проявляющееся в виде эмоционального отношения.
Важно посылать собеседнику такие сигналы, которые могут отвечать следующим требованиям: сигнал имеет достаточное эмоциональное значение; сигнал должен нести позитивное значение; чтобы собеседник не осознал поступление сигнала. В результате возникает эффект, при котором собеседник воспринимает общение, как приятное и располагающее. При регулярном повторении этого способа возникает стойкое эмоционально-позитивное отношение. Сформировав таким образом аттракцию, можно добиться принятия собеседником вашей позиции.