Понятие и типы педагогических проектов
Педагогический проект - это совокупность операций, реализуемых педагогом для достижения определенных образовательных целей и задач, решения каких-то проблем.
Данные действия реализуются в определенной последовательности и в конкретный временной период, отводимый на выполнения действия или операции.
Рисунок 1. Педагогический проект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогический проект – это основа решения конкретной педагогической задачи.
Педагогические проекты являются отражением деятельности педагога в конкретных условиях и ресурсном обеспечении. Они лежат в основе:
- Педагогических теорий и концепций построения образовательных процессов.
- Разработки методов и технологий реализации образовательной деятельности.
- Создания новых форм реализации педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и иными лицами.
- Разработки подходов к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения.
- Разработки стилей реализации образовательной деятельности.
- Определения оптимальных направлений образовательной и воспитательной деятельности с конкретной возрастной группой и в определенных условиях.
Педагогические проекты являются направлением исследовательской деятельности педагога. Их итоги могут быть положены в основу научных трудов по различным педагогическим направлениям.
Выделяют следующие типы педагогических проектов:
- Проекты исследовательской ориентации. Они имеют четкую структуру и утверждают слаженность действий педагога. Такие проекты должны иметь конкретное целевое назначение и методы реализации, отвечающие условиям реализации проекта и его целевому назначению. Примерами таких проектов могут быть педагогические эссе и рефераты исследовательского характера.
- Информационные проекты. Они связаны со сбором информации о каком-о объекте или процессе: выявление его сущностных характеристик, особенностей, функциональной роли в педагогическом процессе. К таким проектам относятся доклады, ведение педагогического блога, медиа проекты, разработка педагогического сайта.
- Творческие проекты. Они характеризуются нечеткостью структуры и не требуют от педагога соблюдения утвержденной последовательности действий. Проект и его составные компоненты разрабатываются по ходу его реализации. Содержание проекта характеризуется гибкостью. Оно развивается и изменяется, отвечая логике проекта и интересам его участников. К таким проектам относятся: проектирование внеклассной работы педагога, организация какого-то мероприятия, написание стен газеты, проведение выставок, организация спортивных мероприятий.
- Проекты игровой направленности. Они имеют свободную и гибкую структуру, которая разрабатывается по ходу реализации проекта. Проект предполагает распределение ролей между участниками. Такие проекты имеют, также, творческую направленность деятельности. разновидностями таких проектов являются: составление сценария праздника в образовательном заведении, проектирование проведения учебного занятия или его части, составление программы педагогических мероприятий.
- Проекты практического характера. Они имеют поставленную задачу и ориентируются на конкретные практические итоги его реализации, которые утверждаются перед началом проектной деятельности и остаются неизменными в течение нее. Результат проекта направлен на удовлетворение потребностей и интересов учащихся. Каждый участник проекты выполняет свою роль и определенные действия, ориентированные на достижение конкретного практического результата. В основе успешной проектной деятельности лежит слаженная работа всех участников проекта. Такие проекты связаны с методической деятельностью педагогов, разработкой учебной литературы, планированием внеурочной работы и созданию учебной литературы по ее проведению, разработкой обучающих программ.
Кроме того, педагогические проекты могут отличаться по количеству участников проектной деятельности: индивидуальный, групповой, коллективный проект, а также по временной продолжительности его реализации: кратко, средне и долгосрочный проект.
Структура педагогического проекта
Педагогический проект оформляется в виде документа, состоящего из следующих разделов:
- Титульный лист. На нем отражается наименование проекта, его тип, ФИО его участников, время и место проведения.
- Аннотация к проекту. Это общая характеристика проекта в нескольких предложениях.
- Введение к проекту. В нем отражается актуальность разработки данного проекта, отражается его основная проблема, которая требует разрешения, имеющиеся противоречия, соответствие данного проекта педагогическим целям и задачам, а также тенденциям развития современного образования.
- Целевое назначение проекта. Здесь отражается главное назначение данного проекта т.е. тот результат, на достижение которого и ориентирован проект. Здесь же прописываются задачи проекты, которые требуют решения для достижения целевого назначения проекта.
- Содержание проекта. Утверждаются методы проектной деятельности, механизм ее реализации.
- Ресурсное обеспечение проекта. Отражаются все средства и инструментарий, применяемый для реализации проекта.
- Партнеры проектной деятельности. Указываются лица и организации, которые оказывают помощь в реализации проекта, заинтересованы в его успешности.
- Целевая аудитория проекта. Любой педагогический проект направлен на конкретную группу лиц. Здесь отражаются их возрастные и индивидуальные характеристики, количество, социальный статус.
- План проведения проекта. Детальное расписание всех мероприятий проекта по датам и этапам проведения. Также, указываются ответственные лица за реализацию каждого мероприятия.
- Социальный эффект реализации проекта. Отражаются социальные изменения, к которым приведет данный проект, его полезный эффект. Здесь же, отражаются показатели эффективности реализации проекта и его возможные последствия для различных сфер общества.
- Прогнозы дальнейшего развития проекта.
- Список литературы.
Критерии оценки проекта
Педагогические проекты оцениваются по следующим критериям:
- Технологичность проекта. Наличие проблемной ситуации и выбор ее адекватного решения, а также технологическая разработанность проекта.
- Образовательная направленность проекта. Ориентация проекта на личностное развитие его участников.
- Реалистичность проекта. Соответствие идей проекта и его целевого назначения реальным тенденциям развития образовательной деятельности, конкретной ситуации в обучении и воспитании.
- Реализуемость проекта. Возможность практического использования проекта для решения целей и задач образования, реальность плана действий по его реализации и актуальность утвержденных методов и средств.