Педагогический анализ урока - это распознавание специфического в достаточно сложном процессе обучения и воспитания
Общие сведения. Анализ подготовленности учителя к уроку и организации урока
Общие сведения анализа урока физической культуры включают в себя следующие разделы:
- Полное наименование образовательного учреждения (школы) с адресом.
- Класс, в котором осуществлялся анализ урока.
- Общее количество учащихся, сколько непосредственно занимались на уроке, у скольких имеется освобождение.
- Дата проведения урока.
- Продолжительность урока по времени.
- Фамилия, имя и отчество учителя по физической культуре, проводившего урок.
- Основная цель и задачи урока.
После основной части, следует анализ подготовленности педагога к проведению урока. Непосредственно анализу подвергается наличие составленного конспекта занятия, который должен:
- быть согласован с четвертным учебным планом;
- учитывать возрастные особенности учащихся;
- включать в себя все условия организуемого учебного занятия;
- иметь правильное распределение частей урока по времени;
- иметь четкую цель и задачи урока, в соответствии с комплексной программой по физическому развитию учащихся 1-11-х классов;
- иметь грамотное и последовательное изложение учебного материала.
Все включенные в урок упражнения должны быть дозированы в соответствии с возрастом учащихся.
Помимо конспекта, анализу подвергается подготовленность места проведения урока. Учитель должен приготовить весь необходимый инвентарь, а также обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических условий. Анализируется внешний вид и одежда педагога – это должна быть спортивная одежда и спортивная обувь, соответствующие месту проведения урока (манеж, спортивный зал, уличная площадка и т. д.).
После анализа подготовленности учителя к уроку, следует приступить к анализу организации урока, который включает в себя изучение:
- Подготовленности учащихся к уроку (спортивная одежда и обувь).
- Времени начала урока, правильности построения, рапорта дежурного, учета посещаемости.
- Доведение до учащихся задач урока.
- Правильности показа учителем физических упражнений, наблюдение за учащимися во время урока.
- Рациональности организации урока (правильность использования места проведения урока, инвентаря и т.д.).
- Нарушений дисциплины со стороны учащихся.
- Используемых методов и приемов работы с учащимися (фронтальный, индивидуальный и т.д.).
- Как была организована работа учителя, в общем, то есть, выполнял ли он всю работу самостоятельно или прибегал к помощи учащихся.
- Чем занимались учащиеся, освобожденные от урока физической культуры (просто сидели, изучали теорию, помогали в организации урока и т.д.).
- Правильности организации заключительной части урока.
- Подведения учителем итогов урока.
- Домашнего задания.
- Соответствует ли проведенный урок представленному конспекту.
Анализ обучения на уроке
При осуществлении анализа обучения на уроке, необходимо описать средства физического воспитания, которые были использованы учителем, правильность и целесообразность их применения, соответствие возрасту учащихся.
Кроме того, анализируется порядок и правильность объяснений, использование профессиональной терминологии, показ учителем упражнений, оказание помощи учащимся при выполнении упражнений, повторение пройденного ранее материала (напоминание техники выполнения действий и упражнений). Соблюдение учителем техники безопасности при выполнении упражнений.
Помимо анализа методов работы учителя, необходимо в данном разделе осуществить анализ работы с ошибками. Как учитель обращал внимание на ошибки учащихся, в какой форме им делались замечания, что предпринималось для исправления ошибок и т.д. Как проводился общий контроль за правильностью и качеством выполнения упражнений.
Важно отмечать не только положительные стороны, но и выявленные во время урока недостатки (отсутствие учета индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, общая нагрузка на всех учащихся вне зависимости от группы здоровья и т.д.).
Анализ развития физических качеств во время урока физической культуры – проводится с целью установления, на какие физические качества делался основной упор, соответствие поставленной цели и задачам урока, в какой именно части урока учитель обращал на это наибольшее внимание. Кроме того, анализируется порядок сочетания и интервалов физической нагрузки с отдыхом.
Анализ воспитательного процесса во время урока – включает в себя внешний и поведение учителя, правильность его речи, целесообразность применения терминологии, обращение к детям (вежливое, грубое и т.п.), оптимальность степени требовательности к ученикам. Поддержание учителем во время урока дисциплины, какие для этого используются методы и средства (точные команды, поощрения, дисциплинирующие упражнения и т.д.). Своевременность и целесообразность применения мер по поддержанию дисциплины во время урока.
Общее заключение по уроку
Заключение по уроку делается на основании всего проведенного анализа, в нем следует отобразить:
- Последовательность и полнота выполнения задач урока (выражается в процентах).
- Общая плотность урока – определяется моторная и визуальная (выражается в процентах), их соответствие установленным методическим нормам.
- Правильность применяемых средств и приемов физического воспитания, дозированность упражнений, их соответствие поставленной цели урока.
- Положительные моменты в работе учителя (подготовленность к уроку, правильность составления конспекта, рациональная организация урока на всем его протяжении, умение работать с классом, поддерживать дисциплину и т.д.).
- Недостатки в проведенном урока (одинаковое для всех учащихся домашнее задание, без учета индивидуальных особенностей и группы допуска).
- Общий настрой учащихся во время урока, их заинтересованность и активность в учебном процессе.
- Выставление общей оценки урока, по пятибалльной шкале.