Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфика использования методов контроля и самоконтроля в учебной деятельности в современных условиях

Определение 1

Самоконтроль – это сознательная регуляция индивидом своих состояний, побуждений и действий посредством сопоставления их с некоторыми субъективными представлениями и нормами.

Контроль и методы контроля

Определение 2

Контроль – это определенная система проверки эффективности функционирования какого-либо процесса.

Контроль направлен на получение информации, при анализе которой педагог мог бы внести все необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. Это может затрагивать изменение содержания, пересмотр подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности, либо принципиальную перестройку всей системы работы.

Контроль может быть разных форм и видов, а также может осуществляться посредством использования различных методов.

Определение 3

Методы контроля – это способы, посредством которых определяют результативность учебно-познавательной и других типов деятельности учащихся, а также других типов деятельности учеников и педагогической работы учителя.

Доступными методами контроля выступает планомерное целенаправленное и систематическое наблюдение учителя за деятельностью учащихся.

Контроль, в качестве относительно самостоятельного этапа, выполняет взаимосвязанные функции:

  • образовательную;
  • развивающую;
  • воспитательную.

Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражено тем, что ученики не только получают информацию, но и сами принимают активное участие в опросе, задают вопросы и пр. Учебная роль проверки подразумевает, что ученики слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя относительно неудачных ответов учеников или неудовлетворительного усвоения материала.

«Специфика использования методов контроля и самоконтроля в учебной деятельности в современных условиях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Воспитательная функция контроля предполагает приучение учеников к систематической работе, дисциплинированности и выработке воли.

Ожидание проверки заставляет учеников систематически учить уроки, вызывая необходимость отказаться от удовольствий и развлечений, если они мешают подготовке уроков.

Систематическим контролем повышается ответственность за выполненную работу не только учащихся, но и учителя, это приучает к опрятности, формирует ряд положительных нравственных качеств и коллективистские отношения.

Педагогические требования к организации контроля учебной деятельности

Педагогическая теория и практика выдвинула ряд требований к организации контроля за учебной деятельностью:

  • индивидуальный характер контроля – предполагает осуществление контроля для каждого учащегося и результат работы отдельного учащегося не отождествляют с работой всего коллектива;
  • систематичность и регулярность – контроль проводят на каждом этапе обучения, сочетая его с другими видами учебной деятельности;
  • разнообразные формы контроля – обеспечивают реализацию учебной и воспитательной функций контроля, повышают интерес учеников к его проведению и результатам;
  • всесторонность – означает, что контроль должен охватить все разделы учебной программы, обеспечить проверку теоретических знаний, интеллектуальные и практические умения и навыки учеников;
  • объективность контроля – отсутствие субъективных и ошибочных оценочных суждений и выводов учителя, основанных на недостаточно полном изучении школьников или предвзятом отношении к отдельным учащимся;
  • дифференцированный подход – учитывает специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учеников, а также требует использовать различную методику осуществления контроля и педагогический такт учителя;
  • единство требований учителей, которые осуществляют контроль в классе.

Соблюдением изложенных требований обеспечивается надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

В зависимости от этапа обучения используют разные типы контроля:

  • предварительный – выявляет знания, умения и навыки учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Это необходимо, чтобы учитель мог планировать свою работу, он должен знать кто из учеников что может и знает;
  • текущий – осуществляется ежедневно, что проверить усвоение предыдущего материала и выявить пробелы в знаниях учеников. Осуществляют посредством систематического наблюдения учителя за работой учеников на каждом этапе обучения;
  • тематический – осуществляют периодически, после изучения темы или нового раздела, с целью систематизировать знания учеников. Данный контроль осуществляют на обобщающих уроках, во время подготовки к контрольным мероприятиям – устным и письменным зачетам;
  • итоговый – проводят в конце четверти, полугодия или учебного года.

В процессе учебной деятельности используют различные сочетания устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля учеников.

Устный опрос может быть индивидуальным и фронтальным.

Цель устного индивидуального контроля – выявить знания, умения и навыки отдельного ученика.

Устный фронтальный контроль, или опрос, предполагает серию логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельному ученику предлагают выполнить контрольную работу по карточкам, преимущественно это фронтальные контрольные работы.

Как фронтальная, так и индивидуальная работа может быть рассчитана на весь урок или его часть, а письменная работы может быть предложена в формате отчета, графического построения, карты и пр.

Практический контроль используют на уроках рисования, труда, физической культуры, математики, физики и химии. В старших классах с целью осуществления этого типа контроля проводят лабораторные работы, проверяют умение пользоваться приборами и реактивами.

Иными словами, данный метод применяют, если нужно выявить сформировнность определенных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, например, на уроках ИЗО или физкультуры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot