Общий анализ сущности методов воспитания
Методы воспитания – это конкретные пути педагогического воздействия на чувства, сознание и поведение воспитанника, направленного на решение конкретных воспитаельно-образовательных задач в совместной с педагогом деятельности.
Методы воспитания необходимо отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны.
Средства воспитания представлены предметами духовной и материальной культуры, которые используются педагогом в воспитательно-образовательной деятельности.
Метод воспитания реализуется непосредственно через образовательную деятельность педагога и оказывает прямое воздействие на личность воспитанника.
Таким образом, метод воспитания может быть реализован только педагогом, в то время как средство воспитания может оказывать необходимое педагогическое воздействие на ребенка и вне деятельности педагога.
Методы воспитания могут быть использованы педагогами, как по отдельности, так и в комплексе. Комплексное применение методов воспитания способствует усилению педагогического воздействия на ребенка.
Вне зависимости от вида и цели применения методов воспитания, все они должны быть направлены на то, чтобы побуждать ребенка к саморазвитию и самовоспитании.
Анализ методов воспитания на основании простейшей структуры личности
Классификация методов воспитания, на основании простейшей структуры личности (Г.И. Щукина):
- Методы формирования поведения
- Методы формирования сознания
- Методы формирования отношений и чувств
Методы формирования сознания – это методы, направленные на передачу информации от педагога к учащимся и обратно.
Понимание и сознание как знание являются основой поведения, мировоззрения и отношений ребенка. Важнейшее место в данной группе методов занимает метод убеждения, который включает в себя такие приемы как беседа, объяснения, лекция, внушение, диспут и т.п.
Методы формирования поведения и организации деятельности – это практические методы.
Субъектом деятельности является воспитанник, который выступает как созерцатель и деятель.
К данной группе методов относятся – упражнения, поручения, педагогические требования, приучения, воспитывающие ситуации и т.д. Все эти методы применяются с целью формирования у детей определенного типа поведения и организации необходимого вида деятельности. Каждый из методов оказывает прямое или косвенное влияние на сознание ребенка.
Методы формирования отношений и чувств - это методы, направленные на стимулирование у воспитанников определенного вида деятельности и познания.
Эти методы используются в совокупности с методами формирования деятельности и сознания. Под стимулированием понимается побуждение и оказание помощи в наполнении смыслом, осуществляемой деятельности, улучшение качества этой деятельности, создание необходимых условий для её успешности.
К данным методам относят порицание, поощрение, наказание, контроль, самоконтроль, ситуации успеха, оценка и самооценка и т.д.
Анализ традиционных и современных методов воспитания
Современные методы воспитания – это методы воспитания, которые направлены на формирование всесторонне развитой и полноценной личности, имеющей четкое мировоззрение, самоопределение и способности.
Современные методы воспитания учитывают требования и интересы детей, ставят в основу воспитательного процесса ведущие педагогические принципы и концепции.
Основная цель современных методов воспитания – комплексное решение воспитательно-образовательных задач и достижение высокого положительного результата в воспитании и развитии личности ребенка.
Анализ современного метода воспитания на примере беседы (дискуссии):
Положительные стороны метода:
- Вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность, обучение участию в дискуссиях, четкой формулировке вопросов, ясному выражению мыслей, формирование умения отстаивать свою точку зрения.
- Формирование умения разделять с педагогом и другими учащимися позиции лидера, умения принимать на себя ответственность.
Отрицательные стороны метода:
- Сложно прогнозировать течение дискуссии.
- Сложность, а порой и невозможность вовлечения в дискуссию некоторых учащихся.
К традиционным методам воспитания относятся:
- Поощрения и наказания – предусматривает поощрение за хороший поступок и наказание за проступки. Важным в методе является соблюдение границ дозволенного, чтобы не возникла вседозволенность у ребенка, а также чтобы не оскорбить его. Поощрение и наказание должны быть соразмерны поступку и понятны ребенку.
- Игра – направлена на всестороннее раскрытие потенциала ребенка, проведение занятий в легкой игровой форме.
- Беседа – является одним из ведущих методов воспитания подростков, когда педагог или родители проводят с детьми доверительные беседы, основанные на взаимном уважении
- Метод свободного воспитания – не допускает какого-либо давление на ребенка со стороны взрослых. Данный метод направлен на воспитание самостоятельной личности. Важно не путать свободное воспитание с равнодушием и попустительством.
Таким образом, традиционные методы направлены на формирование важнейших личностных качеств, воспитание всестороннее развитого человека, приобретению необходимой системы навыков и умений.
Анализ традиционного метода воспитания (на примере свободного воспитания)
Положительные стороны метода:
- Отсутствие стереотипов и шаблонов как должен развиваться ребенок, какие личностные качества у него должны быть и т.д. Направлен на формирование индивидуальной личности с четкой жизненной позицией.
- Открытость миру и обществу, коммуникабельность, чувство уверенности в себе и своих поступках.
- Формирование адекватной самооценки, основанной на чувстве собственного достоинства и значимости.
Отрицательные стороны метода:
- Отсутствие требовательности к себе. Метод не предполагает установление каких-то жестких правил. Однако именно правила являются своеобразным жизненным ориентиром.
- Не возможность применения для всех детей. Есть дети, которые плохо чувствуют и понимают границы «хорошо-плохо», им нужно эти границы устанавливать посредством правил.
- Возможна избалованность, так как метод не предусматривает наложение каких-либо запретов.