Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников
Самостоятельная музыкально-игровая деятельность – одна из сложнейших разновидностей музыкальной деятельности. Трудность объясняется тем, что деятельность формируется по инициативе детей и проходит преимущественно без непосредственной помощи учителя. Ее возникновение и развитие объясняется стремлением ребенка выразить собственные эстетические переживания, которые возникают при общении с музыкой и музыкальным искусством.
Процесс самостоятельной музыкальной деятельности педагогически обусловлен и требует высокого качества воспитывающего и развивающего обучения на занятиях музыкой, дифференцированного подхода к обучению детей индивидуально и в группах.
Важная особенность такой деятельности – взрослый выступает в качестве руководителя, учитывающего субъективный интерес и игровые потребности каждого ребенка, позиционируя при этом свое руководство как творчески активное, но косвенное.
К педагогическим условиям формирования и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей можно отнести:
Наличие у детей стойких умений и навыков в сфере восприятия музыкальных произведений, пения, музыкально-ритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах. Обучение способам самостоятельной деятельности предполагает осознание детьми поставленных задач, стремление их достичь, найти различные приемы и решения. Каждый тип музыкальной деятельности составлен из собственных способов действий. При развитии интереса к музыке, необходимо заниматься обогащением музыкальных впечатлений детей, расширением музыкального кругозора, знакомством дошкольников с музыкой разных эпох и стилей.
Запас ярких, эстетически окрашенных музыкальных впечатлений, которые дети могут получить во время музыкально-игровых занятий, праздников и развлечений. В повседневной жизни дети занимаются наиболее близкими для них видами исполнительской и творческой деятельности, возникающими под воздействием ярких событий, которые окрашены позитивными эмоциями. Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей и надолго запоминаются, что способствует формированию музыкальных интересов, потребностей и предпочтений. С учетом впечатляющей силы развлечений, необходимо планировать их содержание, основываясь на активной самостоятельной деятельности детей, которая протекает в разнообразных многовариантных условиях. В содержание праздника стоит включить сцены и игры, которые побуждают детей действовать по собственной инициативе.
Наличие содружества семьи и детского сада – обусловлено необходимостью согласовывать содержание, методы и формы организации семейного и общественного музыкального воспитания, чтобы обогатить способы самостоятельных музыкальных действий детей. Часто родители не задумываются о том, чтобы создать условия для музыкального развития своих детей, а педагоги могут не учитывать опыт семейного воспитания в практической деятельности.
Организация предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда – средство, стимулирующее самостоятельную музыкальную деятельность детей. Подбор музыкальных инструментов и игрушек для каждой группы, учитывая возрастные особенности детей, целесообразное их размещение, периодические внесения изменений способствуют созданию необходимой развивающей предметной среды, которая побуждает детей к самостоятельным действиям и вызывает интерес к музыкальному искусству.
Все пособия и оборудование могут быть разделены на две группы:
- те, которые требуют участия педагога – аудиовизуальные средства, ширмы, экраны, таблицы, модели и пр.;
- пособия, в которых ребенок может ориентироваться самостоятельно – музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, музыкально-дидактические игры и пр.
Эффективность использования звучащего оборудования в групповой комнате основано на двух принципах:
- поочередная игра на инструменте со звукорядом;
- объединение играющих детей в группы и согласование их действий на основании характера, содержания и замысла самостоятельной деятельности.
Косвенное руководство воспитателя – самостоятельная музыкально-игровая деятельность возникает по инициативе детей, но она всегда педагогически обусловлена и предполагает косвенное руководство ее протеканием со стороны воспитателя. Педагогом создается внутри группы поисковая ситуация, которая располагает детей к активной деятельности, обогащает их опыт рядом новых художественных впечатлений и регулирует самостоятельную деятельность.
Характер музыкального репертуара – музыкальный репертуар, изучаемый детьми на музыкальных занятиях, должен быть подобран в соответствии со следующими требованиями:
- высокохудожественный, удовлетворяющий потребности ребенка в культурно-ценностном познании;
- соответствующий возрастным возможностям эмоционального и интеллектуального развития детей;
- увлекающий выразительностью, художественностью и вызывающий интерес у дошкольников;
- произведения не представляют затруднений при самостоятельном их воспроизведении детьми младшего дошкольного возраста.
Интегрирование всех видов художественной деятельности – организуя педагогический процесс в дошкольном учреждении, необходимо сформировать у детей кроме специфических, еще и обобщенные способы самостоятельных действий в художественно-эстетической деятельности, включая изобразительную, художественно-речевую, театральную, игровую.
Формы организации самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей
Форму самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей определяет ее тип – воспроизводимый или творческий.
- Воспроизводящая деятельность – это упражнения, в ходе которых дети тренируют некоторое умение, в данном случае – умение играть на детских музыкальных инструментах.
- Творческая деятельность предполагает сочинение, подбор мелодии на слух, наигрывание ее на металлофоне, придумывание новых танцевальных движений и пр.
Наличие богатой по своему содержанию и форме организации самостоятельной музыкально-игровой деятельности говорит о достаточно высоком уровне развития детей, а также о наличии глубоких внутренних переживаний и способности актуализировать их в собственному опыте.