Понятие и сущность экологического воспитания младших школьников
Экологическое воспитание – это одно из важнейших направлений воспитания детей младшего школьного возраста, предусматривающее формирование у них сознательного восприятия окружающей природы, убежденности в необходимости бережного отношения к ней и разумному пользованию ее богатствами.
Правильно организованное экологическое воспитания способствует развитию у детей познавательных процессов, а также же формированию целостной картины миры и бережного отношения к окружающей природе и природной среде.
В настоящее время процесс экологического воспитания в начальной школе приобретает все большее значение. К нему уже не подходят так формально, как это было буквально несколько лет назад. Это объясняется тем, что в рамках современной образовательной парадигмы, формирование у младших школьников экологической культуры и экологических компетенций является одним из приоритетных направлений.
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста подразумевает овладение детьми следующих знаний и умений:
- иметь совокупность определенных знаний о природе, природных явлениях, а также некоторых фактов, связанных с ней;
- уметь прослеживать цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей между природными явлениями;
- знать в общих чертах все многообразие живой и неживой природы;
- понимать роль природы в жизни каждого человека и всего человечества;
- осознавать свою значимость в сохранении природы.
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста опирается на ряд целевых установок, которые состоят в следующем:
- Формирование у младших школьников целостного представления о природе и ее значимости в социальной жизни человека, его труде и отдыхе.
- Развитие у каждого умения воспринимать окружающий мир таким, какой он создан, понимать его красоту и уникальность.
- Овладение младшими школьниками навыков познания окружающего мира.
- Организация всестороннего нравственного и эстетического отношения к природе и природной среде.
Таким образом, экологическое воспитание детей младшего школьного возраста является одной из важнейших составных частей общего воспитания детей в начальной школе.
Особенности организации экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Одной из наиболее эффективных форм организации экологического воспитания детей младшего школьного возраста является внеурочная деятельность. Важным является правильный подбор методов и средств воспитания детей. В первую очередь они должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям младших школьников, учитывать их индивидуальные особенности. Кроме того, педагогу следует помнить о том, что у детей младшего школьного возраста ведущей деятельность остается игровая, которая наравне с учебной способствуют формированию у детей мотивации на исследование окружающего мира и усвоение знаний о нем.
Используя во внеурочной деятельности разнообразные методы и средства воспитания детей, можно решить задачи экологического образования младших школьников.
Внеурочная деятельность – это деятельность, которая организуется педагогами вне учебных занятий и преследует достижение разнообразных воспитательно-образовательных целей.
В основном внеурочная деятельность связана с повседневной жизнью детей, овладением ими различных знаний, умений и навыков, направленных на расширение кругозора. Важным в организации внеурочной деятельности является не только точная постановка цели, но и ее содержание в соответствии с возрастом учащихся, их умственным развитием и интересами.
Во внеурочной деятельности учащиеся начальных классов имеют возможность изучать окружающую природу в естественной среде (наблюдение, экскурсии, походы и т.д.). Кроме того, учащиеся во внеурочной деятельности имеют возможность не только получить и расширить экологические знания, но и получить опыт самостоятельного принятия разнообразных экологических решений.
Значимость внеурочной деятельности в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста очень велика еще и потому, что детям предоставляется возможность получать экологические знания, умения и навыки в том темпе, который наиболее комфортен для них. Дети не просто получают экологические знания и умения, они могут самостоятельно накапливать различные экологические знания (фото, видео- фиксация).
Успешность экологического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности во многом зависит и от того, какие формы работы использует педагог, а также их сочетания.
Формы работы с учащимися в рамках внеурочной деятельности, направленной на экологическое воспитание:
- Индивидуальные занятия – предусматривают самостоятельное выполнение учащимися различного рода работ, таких как наблюдение, элементарное экспериментирование и т.д. Ценность данных занятий состоит в том, что дети сами приходят к выводам и значимости живой природы в жизни человечества, учатся оценивать экологическую обстановку и получают необходимые навыки по ее улучшению.
- Групповая экологическая работа – является наиболее целесообразной формой работы с детьми младшего школьного возраста. Педагог объединяет детей в группы, которые занимаются исследованием проблем окружающей среды, изучают свойства предметов и явлений природы. В процессе такой работы у детей младшего школьного возраста происходит формирование познавательного интереса к природе и становление собственной экологической точки зрения.
- Массовая форма работы – представлена разнообразными праздниками и мероприятиями, которые проводятся в рамках внеурочной деятельности, могут быть приурочены к праздникам и значимым датам.
Таким образом, внеурочная деятельность по экологическому воспитанию позволяет использовать большое многообразие форм, методов и средств работы.