Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у дошкольников

Определение 1

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это определенный образ жизни человека, который направлен на сохранение и укрепление здоровья, а также профилактику различных заболеваний, посредством правильного питания, занятий спортом, отказом от вредных привычек и спокойной без нервных потрясений жизни.

Значимость формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный период детства является важным этапом в формировании психического и физического здоровья детей. Именно поэтому очень важно формировать у детей представления о значимости здорового образа жизни. С этой целью воспитатели ДОУ используют разнообразные методы, средства и приемы, которые входят в содержание воспитательно-образовательного процесса и соответствуют рабочей программе учреждения.

Замечание 1

Одной из основных задач, стоящих перед воспитателями и родителями, является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в рамках воспитательно-образовательного процесса.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, в настоящее время является одной из наиболее актуальных и сложных для решения. Это связано с тем, что именно дошкольный возраст представляет собой тот период жизни человека, в который происходит закладка основы для дальнейшего успешного развития. Кроме того, именно в период дошкольного детства происходит интенсивное становление и развитие всех функциональных систем организма, и закладываются его основные черты личности. В связи с чем, крайне важно на данном этапе сформировать у ребенка необходимые знания и практические навыки ЗОЖ, воспитать потребность в ежедневных занятиях спортом и физической культурой.

Замечание 2

Таким образом, цель воспитательной работы ДОУ, направленной на формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста, заключается в создании у воспитанников устойчивой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, проявлению заботы о здоровье окружающих.

«Педагогические условия формирования здорового образа жизни у дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные направления работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Основными направлениями педагогической работы, направленной на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, в рамках ДОУ, являются:

  1. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые включают в себя разнообразные формы двигательной деятельности воспитанников. К таким формам относят: утренняя, ритмическая и гигиеническая гимнастика, подвижные игры, профилактические и закаливающие мероприятия (полоскание рта, орошение рук прохладой водой, воздушные ванны и т.д.).
  2. Тематические познавательные занятия, в рамках которых воспитанники имеют возможность получить необходимые знания о своем организме, а также о доступных способах сохранения и укрепления своего здоровья. На таких занятиях воспитатель использует словесные методы, сопровождая их наглядностями и показом (рассматривание картин и иллюстраций, обследование друг друга, составление моделей и т.п.). Периодичность занятий – 2 раза в месяц.
  3. Опытно-экспериментальная деятельность – включает в себя исследование взаимосвязей функционирования органов и систем, осознание детьми значимости ощущений и связи с окружающими условиями (жарко, холодно, тепло, влажно и т.д.). Каждый опыт должен быть коротким и понятным ребенку дошкольнику, а его концовка подразумевает констатацию конкретного факта о здоровье.
  4. Разнообразные игры (развивающие, обучающие, творческие) и игровые упражнения – направлены на формирование у детей определенных двигательных умений и навыков.
  5. Проблемно-практические ситуации – направлены на выработку у детей первоначального ситуативного поведения, способствующего укреплению и охране собственного здоровья.
  6. Тематические праздники и досуги, организованные с целью расширения и обогащения знаний детей о ЗОЖ, а также с целью формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников.

Правила и условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Педагогические условия формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста в режимных моментах:

  1. Своевременное и полное удовлетворение потребностей организма ребенка дошкольного возраста (еда, сон, прогулка, отдых, игра и т.д.).
  2. Соблюдение правил гигиены, касающихся уходу за собой, своей одежды и постели.
  3. Привлечение воспитанников к оказанию посильной помощи воспитателю и младшему воспитателю в режимных процесса (смена постельного белья, замена полотенец, стирка кукольной одежды, уборка со столов и т.д.).
  4. Формирование необходимых культурно-гигиенических навыков.
  5. Создание психологически благоприятной атмосферы в рамках выполнения режимных процессов.
  6. Обязательный учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и возможностей.

Важным педагогическим условием по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста является рациональность режима дня.

Режим дня ребенка дошкольного возраста должен быть стабильным, динамичным, обеспечивать адаптацию к меняющимся условиям биологической и социальной среды. При разработке режима дня в первую очередь необходимо исходить из особенностей «биоритмического портрета» детей. То есть важно учитывать биоритмы воспитанников, в зависимости от возрастной группы. Соответственно для каждой группы режим дня разрабатывается отдельно.

Помимо режима, большое значение в формировании ЗОЖ имеет правильная организация питания. От пищевого стереотипа зависит то, какие типологические особенности будут у ребенка во взрослом возрасте. Кроме того, правильное сбалансированное питание оказывает влияние на общее состояние здоровья ребенка.

Еще одним немаловажным фактором является культура движения и культура здоровья. Данные компоненты взаимосвязаны между собой. Так как активная двигательная деятельность оказывает положительное влияние не только на физическое развитие, но и на здоровье ребенка дошкольного возраста посредством обеспечения психоэмоционального комфорта.

Успешность работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, формированию культурно-гигиенических навыков может быть обеспечена при постоянстве, согласованности предъявляемых требований в детском саду и семье.

Дата последнего обновления статьи: 23.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot