Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников

Определение 1

Сенсорные эталоны – это общепринятые модели, отражающие проявления внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сенсорные эталоны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сенсорное развитие имеет важное значение для всестороннего развития ребенка и формирования его практических навыков в разных направлениях деятельности. Его необходимо начинать с раннего возраста, чтобы достичь должного образовательного эффекта.

В период младшего дошкольного возраста необходимо обратить особое внимание на развитие сенсорных способностей ребенка, поскольку они составляют фундамент его общего развития, который закладывается именно в этом возрастном периоде.

Сенсорное развитие младшего дошкольника: цели, задачи, принципы

Замечание 1

Сенсорное воспитание – это развитие сенсорных навыков ребенка т.е. умения воспринимать предметы окружающего мира по их внешним признакам: формам, цветовым характеристикам, размерам, пространственном расположении и т.д.

В первые три года жизни происходит наиболее активное психическое и физическое развитие организма ребенка и всех его процессов. В это время необходимо уделить внимание развитию органов чувств и развитию представлений об окружающем мире и его объектах.

Сенсорное воспитание нацелено на развитие чувственного восприятия окружающего мира посредством ознакомления ребенка с сенсорными эталонами.

«Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К основным задачам сенсорного развития младшего дошкольника относятся следующие:

  1. Развитие способности воспринимать формы, цвета, величину объектов окружающего мира, уметь их сравнивать и сопоставлять;
  2. Развитие визуального восприятия и способов исследования предметов;
  3. Развития умения соотношения форм предметов с формой плоскостных изображений и объемного представления геометрических фигур;
  4. Развитие познавательных процессов;
  5. Развитие мелкой моторики;
  6. Формирование практических навыков игровой деятельности;
  7. Формирование умения действовать по инструкции;
  8. Развитие навыков совместной деятельности, в основном игровой: нахождение рядом, не мешая друг другу, уважая мнение товарищей.

Сенсорное развитие младшего школьника готовит его к восприятию реальной жизни и жизнедеятельности в ее среде. Оно влияет на развитие различных видов памяти, помогает усвоить сенсорные эталоны, развивает внимательность, усидчивость, расширяет словарный запас ребенка, воображение и эстетические основы деятельности.

Сенсорное развитие младшего дошкольника, обучение и воспитание сенсорной направленности реализуется по следующим основным принципам:

  • Принцип наглядности. Ребенку младшего дошкольного возраста проще воспринимать наглядный материал.
  • Принцип доступности. Необходимо представлять сенсорные эталоны в доступной для ребенка, уровня его развития и его возраста форме.
  • Принцип систематичности и последовательности. Обучение должно проходить поэтапно, быть регулярным.
  • Принцип прочности. Необходимо применять приемы и методы обучения, которые позволяют закрепить образы внешних свойств предметов в сознании ребенка на долго.

Этапы усвоения сенсорных эталонов

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с сенсорными эталонами. Оно реализуется в несколько основных этапов:

  1. Предэталонный этап развития. Он происходит на третьем году жизни ребенка, когда он еще не знаком с сенсорными эталонами, но ассоциирует геометрические объекты с иными, известными ему. К примеру, треугольник вызывает у детей ассоциацию с крышей дома, а круг с мячиком. Таким образом, ребенок воспринимает одни объекты, через другие, служащие для этого образцом. Ребенок уже начинает замечать внешние свойства объектов, игрушек при совершении с ними каких-то действий.
  2. Первичное эталонное восприятие. Ребенок начинает воспринимать не конкретный предмет, как было ранее, а уже рассматривает его, как образ его свойств, каждое из которых имеет определенное название. Дети уже осваивают цвета и начинают усвоение эталонов величины, правда, только условно. Ребенок пока не понимает значение величины объекта и не может разобрать большой мяч или маленький. Он может только сравнить его с другим сходным объектом, например, яблоком и сказать, что мяч большой, а яблоко маленькое.
  3. Усвоение сенсорных эталонов и их систематизация. Ребенок уже полноценно знает цветовую гамму, может различать оттенки цвета. Реализуется восприятие геометрических фигур, и их различных вариантов: по цвету, размеру, соотношению сторон.

Средства усвоения сенсорных эталонов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Средства усвоения сенсорных эталонов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Усвоение эталонов формы

Эталоны формы прививаются ребенку посредством знакомства с геометрическими фигурами: квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, ромбом, овалом.

Дети усваивают фигуры путем простого наглядного рассмотрения каждой из них без учета их соотношения, устанавливаемого геометрией.

Дети знакомятся с фигурами, которые отличаются соотношением сторон, величиной. Для этого применяются разнообразные игры, в том числе и дидактические, упражнения и задания. Детям могут даваться и самостоятельные задания, чтобы оценить усвоение ими эталонов формы.

При формировании сенсорных эталонов у младших школьников, эталоны формы целесообразно осваивать посредством ознакомления с плоскостными фигурами. Объемные геометрические фигуры будет актуально вводить позднее. На данном возрастном этапе развития их восприятие будет сложным.

Геометрические фигуры отделяются от других предметов и приобретают роль моделей. Для лучшего усвоения форм предметов, можно дать детям карандаш или ручку и позволить обводить контуры рассматриваемых предметов.

Усвоение эталонов величины

Усвоение эталонов величины производится посредством применения условных мер. Дети должны усвоить эти меры и способы их применения. Однако, это требует развития дополнительных навыков у детей, знакомство с математикой, что в дошкольном образовании не включено в программу обучения. Поэтому, дети воспринимают величины визуально, сравнивая объекты между собой.

Ребенку дается ряд идентичных объектов разных величин. Он учится определять, какая из них самая большая, а какая самая маленькая по сравнению с другими. Далее, осуществляется выход за пределы одного ряда и можно производить сравнение объектов с другими, не похожими на него.

Эталон величины усваивается, как представление ребенка об отношениях по величине между предметами при словесном пояснении о месте, занимаемом данным предметом в ряду других.

Дата последнего обновления статьи: 17.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot