Дети-сироты – это дети, которые потеряли обоих родителей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - это несовершеннолетние дети, которые лишились опеки одного или обоих родителей, вследствие лишения их родительских прав, или их частичного ограничения в результате признания родителей недееспособными, без вести пропавшими и т.д.
Дети, относящиеся к одной из категорий, сталкиваются с рядом социальных проблем, что, в свою очередь, ведет к особым образовательным потребностям ребенка. Таким детям требуется создание особых условий для их полноценного развития. В этой связи, возникает ряд особенностей организации педагогической деятельности в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Следует выделить ряд особенностей обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся:
- Отсутствие положительной учебной мотивации. Это обусловлено тем, что потеря одного или обоих родителей формирует в сознании ребенка негативное восприятие общения и взаимодействия со взрослыми. Такие дети с трудом испытают эмоциональную привязанность. Поэтому, педагог выступает только в качестве носителя знаний. Деятельность педагога не вызывает у ребенка каких-то положительных эмоций. Поэтому, он не стремится к познанию и развитию, соблюдая все требования педагога га уровне «автоматизма».
- Возникновение сверхмотивации в учебном процессе. Она связана с тем, что ребенок, не знавший близкого общения со взрослым, испытывает к педагогу сильную привязанность. По сути, ему неинтересна учебная деятельность. Ребенок заинтересован в личности педагога и его нахождении рядом. Это, часто, приводит к тому, что учащийся становится зависимым от педагога и не формирует навыки самостоятельного познания, а напротив, делается зависимым от педагога т.е. он ничего не может выполнить без него, без его помощи и поддержки. Также, данная мотивация затрудняет развитие самоконтроля и саморегуляции поведения учащегося.
- Отсутствие инициативности в познавательном процессе. У ребенка отсутствует стремление к самостоятельному решению, поставленных задач. Он ждет, что задание будет выполнено за него.
- Агрессивная реакция на критику в свой адрес. Если учащемуся указываются его ошибки и недостатки в учебной деятельности, то он оказывается не способным к их адекватному восприятию.
- Агрессивная позиция ребенка по отношению ко всем окружающим: педагогу, коллективу учащихся.
- Нахождение в школе-интернате приводит к замкнутости ребенка в социальной действительности и формированию неадекватных представлений об устройстве окружающего мира.
- Необходимость обогащения и расширения чувственного опыта детей и развитие навыков эмоционального восприятия окружающей действительности.
- Затруднительный процесс формирования активной жизненной позиции ребенка. Это связана с отсутствием значимого взрослого и необходимостью постоянной адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Это затрудняет выработку нравственных ориентиров деятельности, собственных ценностей и убеждений.
- Отставание в области эстетических направлений развития. В силу ограниченности представлений в данной области, у ребенка развиваются проблемы с раскрытием творческого потенциала личности.
Чтобы обеспечить ребенку сироте условия для полноценного развития, требуется организация регулярного педагогического сопровождения. Для этого, должны создаваться специальные условия профессиональной деятельности педагогов, а также организовываться их регулярная профессиональная подготовка, ориентированная на повышение уровня квалификации и освоение основ психолого-педагогического сопровождения.
Родительский аспект профессиональной деятельности педагога
При работе педагога в детских домах, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, педагог принимает на себя роль их родителя. Это необходимо для того, чтобы достичь нормального, полноценного, гармоничного развития детей данной категории. Педагогу требуется сформировать доверительные отношения с детьми и стать им близким другом.
Родительский аспект деятельности педагога предполагает работу учителя по следующим направлениям:
- Охрана и поддержание здоровья учащихся;
- Оказание помощи в первичной полоролевой социализации;
- Формирование бытовых и иных знаний у детей, которые обычно приобретаются в семьях;
- Установление эмоциональных связей с детьми;
- Использование разнообразных видов эмоционального взаимодействия с учащимися.
Все воспитательные функции педагог выполняет через призму осуществления родительских функций. Образовательные цели и задачи достигаются, также, посредством сочетания родительской опеки и выполнения своей профессиональной педагогической деятельности.
Педагог оказывает учащимся помощь в стабилизации их психического состояния, вызванного перенесенными травмами. Для этого, создается оптимальная психологическая обстановка и реализуется психологическая поддержка развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовое сопровождение педагогом детей-сирот
Ребенок, оставшийся без попечения родителей или выросший сиротой, не обладает знаниями и навыками социальной жизнедеятельности. В ее основе лежит соблюдение прав и свобод ребенка. Если права и свободы ребенка не соблюдаются, то о нормальном гармоничном развитии говорить нечего.
В этой связи, в задачи педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входит формирование у учащихся основ правовой культуры и правового сознания. Педагог проводит мероприятия по профилактике развития асоциального и противоправного поведения детей разных возрастных групп, помогая им преодолевать жизненные трудности, опираясь на знания о своих правах и свободах.
Кроме того, правовое сопровождение педагога детей-сирот сводится к оказанию им помощи в решении различных юридических проблем (например, обращение в органы опеки, подача заявления на кого-либо в отношении ущемления прав и свобод и т.д.).