Логопедическая помощь – это разновидность медико-педагогической помощи, ориентированной на коррекцию разнородных речевых нарушений функционального и органического характера.
Логопедическая помощь имеет разные формы и методы реализации. При этом, она опирается на ряд основополагающих принципов.
Принципы реализации логопедической помощи
В основе оказания логопедической помощи лежат следующие принципы:
- Принцип систематической последовательности. Он опирается на рассмотрение речи в качестве сложного процесса, каждый компонент которого имеет свою специфику функционирования и тесно связан с остальными компонентами. В этой связи, логопедическая работа предполагает одновременное оказание воздействия на все стороны речи, независимо от уровня их развития.
- Принцип опоры на зону ближайшего развития ребенка. Он означает выделение в логопедической коррекции задач и проблем, находящихся в зоне ближайшего развития ребенка. Опора идет на ведущую деятельность ребенка с речевой патологий, характерную для конкретного возрастного этапа его развития.
- Принцип комплексности. Он означает связь логопедической помощи с иными вариантами коррекционного развития: медицинской помощи, психологической коррекции, реализация педагогического сопровождения.
- Принцип онтогенетического развития. Он связан с опорой на развитие речи и ее функций в онтогенезе т.е. наличия определенной последовательности становления речевого развития ребенка.
- Принцип деятельностного подхода. Он предполагает проведение логопедической коррекции в связи с деятельностью ребенка.
- Принцип учета симптоматики и структуры речевого дефекта. Он означает оказание помощи с учетом реальных потребностей ребенка, определенной степени речевого дефекта и особенностей его проявления. Это требует выбора адекватных методов и форм логопедической работы в конкретных ситуациях.
Условия оказания логопедической помощи детям с речевыми патологиями
В основе оказания логопедической помощи детям с разнородными речевыми нарушениями лежит ряд дидактических принципов. Помощь оказывается с использованием наглядных методов и форм работы, доступных средств и технологий для конкретного возраста ребенка и уровня его развития, а также индивидуального подхода к оказанию логопедической терапии.
Педагогическими основами оказания логопедической помощи детям при наличии у них той или иной речевой патологии выступает ряд условий, требующих обязательного соблюдения. К ним относятся:
- Выбор объема и содержания работы в зависимости от характера речевой патологии.
- Учет динамики возрастного развития ребенка, формирования его психических процессов.
- Сопоставление нормативных показателей развития психических процессов организма в конкретном возрасте с реальными параметрами.
- Тяжесть нарушения определяет длительность и комплексность логопедической помощи. Серьезные речевые патологии требуют длительной и систематической коррекционной работы, а незначительные речевые отклонения могут быть устранены в кратчайшие сроки – несколько занятий.
- Разделение детей на небольшие группы по сходным признакам речевых нарушений.
- Проведение индивидуальной логопедической работы с детьми со сходными речевыми патологиями.
Организация логопедической помощи детям с разными речевыми патологиями
Работа по коррекции речевых нарушений реализуется посредством деления детей на группы с однородной структурой речевого нарушения.
Работа реализуется посредством формирования следующих групп:
- Дети с общим недоразвитием речи. Сюда входят дети младшего дошкольного возраста – от трех до четырех-пяти лет, страдающими нарушениями чтения и письма слабой и средней степени тяжести. Логопедические занятия проводятся три раза в неделю в течение полугода - года.
- Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Сюда входят дети среднего и старшего дошкольного возраста, страдающие проблемами слухового восприятия и речевого произношения. Требуется постановка звуков и формирование навыков понимания обращенной речи. Логопедические занятия проводятся в комплексе с иными коррекционными направлениями и реализуются два-три раза в неделю.
- Дети с недоразвитием фонетического строя речи. Они включают в свой состав детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся не менее одного раза в неделю.
- Индивидуальные логопедические занятия. Они проводятся для детей с дизартрией, тяжелой формой ОНР, ринолалией, алалией. Они требуют комплексной коррекционной работы и проведения не менее трех раз в неделю. В некоторых случаях логопедическая помощь оказывается четыре-пять раз в неделю.
Каждая группа детей не должна включать в свой состав более 12 человек. В младшем дошкольном возрасте предполагается наполняемость до 8-10 человек.
В группы детей с ОНР принимаются дети с разной степень речевого развития, разными речевыми дефектами. Это требует построения системы обучения в опоре на принципы системности, последовательности, функциональной связи развития всех сторон речи и коррекционного индивидуального подхода.
Обучение в логопедических группах имеет разную временную продолжительность – от 4 месяцев до года. При ОНР логопедическая коррекция может длиться до двух лет.
Учащиеся с тяжелыми речевыми патологиями помещаются в специальные коррекционные заведения. Там им оказывается логопедическая помощь, которая ориентирована на ослабление речевой патологии и коррекцию иных отклонений в развитии.
При логопедической работе с дошкольниками основную проблему работы составляет подготовка детей к школе. На начальном этапе школьного обучения предстоит познание грамоты. Это требует развитие звуковой стороны речи на дошкольном этапе коррекционного обучения, устранение дефектов произношения и формирование навыков звукового анализа. Этому необходимо уделить внимание во всех логопедических группах и на всех этапах коррекционной работы.