Параметры, целевые ориентации и концептуальные идеи педагогической системы С.Ю. Курганова
Педагогическая система С. Ю. Курганова – это инновационная технология обучения, основанная на «диалоге культур», способствующем актуализации всех функций личности учащихся.
Сергей Юрьевич Курганов – педагог-экспериментатор из Кургана.
В основу педагогической системы С.Ю. Курганова были положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как образовательном диалоге», идеи Л.С. Выготского «о внутренней речи» и положения В.С. Библера «философия логики культуры».
По мнению С.Ю. Курганова именно диалог, как двусторонняя эффективная связь по передаче информации, способен значительно повысить качество образовательного процесса. В рамках данной педагогической системы С.Ю. Кургановым выделялись следующие виды диалога:
- внутриличностной диалог, состоящий из противоречия эмоций и сознания;
- диалог, представляющий собой речевое общение между людьми;
- диалог культурных смыслов, на основе которого построен технология диалога культур.
Классификационными параметрами педагогической системы С.Ю. Курганова являются:
- Уровень применения: общепедагогический.
- Философская основа: диалектическая.
- Основной фактор развития: психогенный + социогенный.
- Концепция усвоения: рефлекторно-ассоциативная.
- Ориентация на личностные структуры: СУД + ЗУН.
- Характер содержания: обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, дидактоцентрический.
- Организационные формы: традиционная классно-урочная с некоторыми элементами групповой.
- Подход к учащемуся: педагогика сотрудничества.
- Преобладающий метод: объяснительно-иллюстративный + проблемный.
- Категория учащихся: продвинутый уровень.
Целевыми ориентациями педагогической системы являются:
- Создание у учащихся необходимого диалогического мышления и сознания, освобождение от монофилии культуры и плоского рационализма.
- Обновление содержания образовательного процесса, включение в него нескольких близких по духу культур и форм деятельности.
Концептуальными идеями педагогической системы выступают:
- Диалогичность и диалог, как один из неотъемлемых компонентов внутреннего содержания всестороннее развитой и образованной личности.
- Ощущение всего мирового многоголосья культур, их индивидуальное осознание, посредством внутреннего диалога.
- Диалог как основное позитивное содержание свободной личности, имеющей полифонический слух по отношению к окружающему ее миру.
- Восприятие диалога не как проявления противоречий, как возможность сосуществования и эффективного взаимодействия не сводимых ранее в единое целое.
- Уход от современного мышления, построенного на представлении культуры в виде схемы и ориентация на «высшие» достижения человеческого сознания, мышления и бытия, которые вступают в диалог с общечеловеческой культурой на всем протяжении ее существования со времен Античности.
Функции и особенности содержания педагогической системы
В рамках педагогической системы С. Ю. Курганова, «диалог культур» выступает в двух основных функциях:
- В качестве формы организации обучения.
- Как принцип организации содержания педагогической науки.
В свою очередь принцип организации содержания педагогической науки рассматривает диалог как:
- основной сути и смысла тех понятий, которые учащиеся осваивают в процессе обучения;
- современную культуру в рамках реального бытия и его основных проблем;
- внутреннее сознание учащихся, педагогов, ученых, поэтов, художников и т.д.
В качестве основных особенностей содержания педагогической системы С.Ю. Курганова, можно назвать:
- Проецирование на весь педагогический процесс идей общемировой и общечеловеческой культуры, опора на мышление эпох.
- Построение учебного процесса на основе диалога, который применяется не только в речевой форме, но и в форме диалога исторических культур.
- Последовательность классов (с 1го по 11й) аналогична последовательности исторического развития культуры.
- Процесс обучения и его содержания на каждом этапе, строятся на основании внутреннего и внешнего диалогов. Это способствует тому, что обучение интересно детям и удовлетворяет их возрастные потребности в знаниях.
- Обучение должно опираться не на учебники, а на реальные культурно-исторические тексты, которые несут в себе реальные жизненные знания, ситуации, воспроизводят мысли и идеи великих людей.
- Программа обучения для каждого класса должна разрабатываться учителем самостоятельно. Это связано с тем, что только учитель, работающий с классом, способен выявить проблемы в обучении и воспитании, и своевременно их устранить.
Ассоциативность классов и исторических этапов развития культуры:
- 1-3 классы – это точка удивления, в этих класса учащиеся знакомятся с фундаментальными знаниями, которые открывают им мир познания и помогают в дальнейшем расширять собственный кругозор.
- 3-4 классы – это «Античная культура», дети раскрывают для себя значения чисел, явлений природы, им «приоткрывают» некоторые исторические события и т.д.
- 5-6 класс – это «культура Средневековья», дети учатся применять знания, полученные в начальной школе, для дальнейшего обучения и развития, переход в средние классы дает им некоторую свободу и чувство самостоятельности.
- 7-8 классы – это «культура Нового Времени, Возрождение», в учебную программу добавляются новые предметы, что значительно расширяет знания и кругозор учащихся, они знакомятся со многими мировыми открытиями.
- 9-10 класс – это «Культура современности», учащиеся не только получают знания, но и совершенствуют их, учатся самостоятельно добывать необходимую информацию и работать с ней.
- 11 класс – это класс «специально диалогический», в этом классе дети готовятся к самостоятельной жизни, выбору будущей профессии. Именно в это время важно правильно определить свой дальнейший жизненный путь. Для того, чтобы выбор был точным, необходимо постоянно вести диалог, не только с педагогами и родителями, но и с самим собой, чтобы понять самого себя.
Особенности методики
Особенностью педагогической системы С.Ю. Курганова, является создание учебных диалогов, по методу В.В. Серикова, с использованием следующих элементов технологии:
- Предварительное проведение диагностического исследования готовности учащихся самостоятельно вести диалог. С этой целью исследуются коммуникативные навыки учащихся, при необходимости педагог проводит занятия по развитию способностей излагать свои мысли так, чтобы они были понятны собеседнику, уметь выслушивать чужую точку зрения, и аргументировано отвечать оппоненту.
- Осуществление поиска интересных тем, которые вызовут у учащихся отклик и поспособствуют тому, что они будут принимать активное участие в диалоге. При подборе темы педагог должен учитывать и уровень знаний учащихся по данной теме, это необходимо для того, чтобы дети могли выразить свое мнение, изложить свои мысли и идеи.
- После определения темы, учителю необходимо подготовится к проведению беседы. Для этого нужно собрать материал по теме, различные точки зрения на рассматриваемые вопросы, то есть следует максимально подготовиться и «переработать» всю доступную информацию по теме.
- Рассмотреть все возможные варианты развития диалога, предугадать вопросы, которые могут задать учащиеся, сложные моменты и т.д.
- Спроектировать возможные способы эффективного взаимодействия всех участников диалога, принятие ими определенных ролей и условий. Учет того, что не все учащиеся будут активны в диалоге, постараться разработать способы их введения в беседу, заинтересовать и активизировать.
- Гипотетически выявить зоны импровизаций, то есть такие моменты диалога, которые могут выйти из-под контроля, предположить в какие моменты поведение участников может быть непредсказуемым и постараться их избежать.
В настоящее время педагогическая система С.Ю. Курганова, основанная на диалоге культур, практически реализуется в следующих видах:
- преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская);
- взаимосвязанное преподавание литературы и истории (С.В. Селеменов. А.А. Ткаченко);
- преподавание по четырехпредметному синхронизированному программному комплексу (Н.Н. Пайков).